Виолончель Ростроповича и миллион алых роз Пиросмани

Грядущий аукцион Sotheby’s пройдет с музыкальным акцентом 

2 ноября – второй и последний день работы в Москве предаукционной выставки работ, отобранных для русских торгов Sotheby’s, которые пройдут в Лондоне 27 ноября. В отличие от предыдущего показа (полгода назад), когда в центре внимания было искусство авангарда – Малевич,  Челищев и др., – сейчас этот круг живописи является скорее фоном для сильной коллекции классики. Правда, главный лот – полотно «Игра в жмурки» Константина Маковского из-за его размеров привезти не смогли. Как и вещи из домашнего собрания семьи Ростроповича-Вишневской, где основу составляют виолончели прославленного музыканта и ювелирные украшения знаменитой певицы.

Из 198 лотов будущего аукциона в Москве представлены 15, зато они поданы в живописной полутьме флигеля «Руина» Музея архитектуры очень эффектно. «Классический» акцент нынешнего показа, как сказал глава лондонских русских торгов Рето Барметтлер, в какой-то мере дело случая, в какой-то – следствие изучения рынка. На прошлых торгах классика продавалась хорошо, естественно желание развить успех. Поэтому в нынешней экспозиции, например, картина Сергея Виноградова «Пасут телят», представляющая его ранний, еще близкий к передвижничеству период (эстимейт 80-120 тысяч фунтов стерлингов). В Англии удалось разыскать очень красивый, к тому же находящийся в прекрасном состоянии «Кавказский пейзаж» Льва Лагорио (50-70 тысяч). Конечно, не обошлось без пары работ вездесущего Ивана Айвазовского…

Картина Льва Лагорио «Кавказский пейзаж» поражает художественным уровнем и сохранностью

К сожалению, не приехала из-за трудностей транспортировки крупная работа Константина Маковского «Игра в жмурки». Ее размеры, качество и характерность для творчества художника, известного как реконструктор старинного боярского быта, обусловили высокую цену – от 2 до 3 миллионов фунтов. Предыдущий аукционный рекорд этого живописца – 2 миллиона – на этот раз с большой вероятностью будет превзойден.

Следующее поколение мастеров представлено «Портретом девушки» Николая Фешина 1910 года, на котором он изобразил свою дочь. Год назад «Портрет Надежды Сапожниковой» этого автора ушел за 3,5 миллиона фунтов. На этот раз столь сенсационных цифр, очевидно, не будет – картина предварительно оценена в 250-350 тысяч, но колоритная работа яркого художника способна преподнести сюрприз. 

Впервые Sotheby’s предлагает раннюю, 1923 года работу Александра Куприна «Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское» с оценкой 100-150 тысяч.

У картины Александра Куприна «Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское»

Также участвуют в показе еще один «Портрет девушки», авторства Наталии Гончаровой (эстимейт от 25 до 35 тысяч), декоративно-экспрессивное «Снятие с креста» Бориса Анисфельда (1934, 50-70 тысяч), эскиз к «Карусели» Василия Шухаева (1912, 25-35 тысяч), очень необычный эскиз обнаженной женской фигуры к картине «Сон» Кузьмы Петрова-Водкина (1910).

Не вполне политкорректно, но зато обоснованно с точки зрения исторического художественного процесса включение в экспозицию работы Нико Пиросмани «Грузинка в лечаки» (тюлевая накидка – часть национального женского головного убора). Значение творчества этого пионера примитивизма было впервые оценено именно русскими авангардистами, испытавшими его влияние. Вещь интересна и своим провенансом: ее купил в 1928 году во время пребывания в Москве писатель Стефан Цвейг, а сейчас ее продает Государственный университет штата Нью-Йорк во Фредонии. Возможно, ее купит один из музеев Грузии, где собрана основная часть работ Пиросмани? Оценка экспертов соответствует уровню вещи: 500-700 тысяч фунтов. На миллион алых роз, согласно легенде и популярной песне купленных художником на все свои сбережения для любимой женщины, точно бы хватило.

Ну и для полноты охвата к московскому русскому показу добавили несколько западных произведений. Это, например, «Святая Магдалина за чтением» фламандского художника XVI века Амброзиуса Бенсона, больше похожая на светский портрет, да еще и в кокетливо расписанной декоративным орнаментом раме (200-300 тысяч). Это очень «вкусно» выглядящий застольный натюрморт Флориса Класа ван Дейка, невероятно длинное название которого со всеми гастрономическими подробностями нет смысла, да и жестоко приводить в газете, тем более что цена этого голландского «деликатеса» XVII века вполне санкционная – 300-500 тысяч (обе работы будут выставлены на торги «Старые мастера» 5 декабря).

Название «санкционного» полотна Флориса Класа ван Дейка вы определите сами, аккуратно перечислив все изображенное

Это, наконец, замечательный пейзаж немецкого романтика начала XIX века Каспара Давида Фридриха «Рассвет в Исполиновых горах» (500-700 тысяч), продажа которого на аукционе «Европейская живопись XIX века» назначена на 12 декабря.

По поводу этой работы председатель совета директоров Sotheby’s Россия и СНГ Марк Полтимор сказал, что за всю жизнь ему удалось продать всего четыре вещи Фридриха – в среднем раз в десять лет. Тем большая удача – нынешнее публичное появление еще одной работы выдающегося художника-философа. Британские эксперты видят в этом новое свидетельство возрождения рынка после кризиса пятилетней давности.

Пейзажи Каспара Давида Фридриха – большая редкость на аукционах

А каких художников популярность продолжает незаслуженно обходить? На этот вопрос Рето Барметтлер ответил мне, что мечтает о настоящем признании шестидесятников – Владимира Вейсберга, Дмитрия Краснопевцева, Олега Васильева. В последние 2-3 года на них растет спрос, месяц назад на онлайн-торгах активно продавались рисунки Ильи Кабакова, за каждую вещь боролось не меньше десятка человек – но это результат большой пропагандистской работы, т.е. выставок в крупнейших музеях мира. Теперь в таком же продвижении нуждаются и другие, не менее талантливые коллеги Ильи Иосифовича.

Несколько слов об особом разделе русского аукциона – продаже коллекции вещей Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Нынешний торг не столь масштабен, как памятное многим приобретение большой художественной коллекции музыкантов российским миллиардером Алишером Усмановым в 2007 году. То собрание в конце концов попало на постоянное хранение в Константиновский дворец под Петербургом. И его продавала одна из собирательниц – Галина Вишневская, за полгода до того потерявшая мужа, Мстислава Ростроповича. Сегодня же наследники великой пары решили расстаться с тремя виолончелями Мстислава Леопольдовича, некоторыми ювелирными украшениями Галины Павловны, а также домашней посудой и другими предметами из парижской квартиры семьи.

Джо Викери рассказывает о выставке на фоне картины Валентина Серова «После Куликовской битвы»

Особенно интересна история виолончели, сделанной учеником Страдивари Джованни Батистой Гваданини в 1783 году. Ее собравшимся рассказала старший международный директор Отдела русского искусства Джо Викери. Юный Ростропович выиграл в 1945 году первый всесоюзный конкурс молодых музыкантов на инструменте, как он считал, этого мастера. Оказавшись в эмиграции в Швейцарии, показал его эксперту, и тот огорчил виртуоза: вещь не подлинная. С тех пор Мстислав Леопольдович мечтал приобрести настоящего Гваданини – и нашел его в Париже. Попробовав звук щипком – пиццикато – понял: вот это – не подделка. Инструмент, купленный в 2000 году, стал одним из последних приобретений Ростроповича. У вас есть миллион-полтора фунтов стерлингов? Тогда и вы сможете поучаствовать в дальнейшей судьбе уникальной виолончели. Правда, не факт, что достигнете на ней тех же успехов – деньги, конечно, большая сила, но талант и упорство заменить не могут.