Рыцари печального образа встретились на Неве

Московский театр «Эрмитаж» привез в Петербургский Молодежный театр свой новый спектакль «Дон Кихот»

Актерский клуб в Петербургском Молодежном принимал столичных коллег из театра «Эрмитаж». Москвичи привезли свой новый спектакль «Дон Кихот». В основе постановки худрука Михаила Левитина пьеса Михаила Булгакова по роману Мигеля де Сервантеса со стихами Жака Превера. Уже интригует. А если знать, что в Молодежном театре города на Неве спектакль «Дон Кихот» по той же пьесе Булгакова идет уже девятый год и неизменно с аншлагами, то интереснее вдвойне.

«Дон Кихот» Семена Спивака, худрука Молодежки, и его «эрмитажного» коллеги несхожи. В первой красной нитью проходит тема внутреннего разлада взрослого человека, порожденного его желанием, несмотря на солидный возраст, постоянно фантазировать, играть, разыгрывать. Во второй видна попытка разрешения трех вечных наших проблемы – возраста, свободы и бессмертия. Шутка ли - «читаем» мы в левитинских мизансценах - четыреста лет «живет» на планете Рыцарь Печального Образа, подбрасывая из века в век думающему человечеству загадки. И главная из них – где черпать силы, прежде всего духовные, чтобы не потерять себя в жизни?..

Петербургский Дон Кихот в исполнении актера Андрея Шимко, по его собственному признанию, все дела отложил ради того, чтобы побывать на спектакле с участием своего московского коллеги Бориса Романова. Как, собственно, и многие товарищи по труппе. А после просмотра не торопились разойтись по домам, собравшись в своем актерском клубе.

Высказаться мог каждый. Это был увлекательный капустник – с шутками, репликами (порой дерзкими, а не надо обижаться, надо мотать на ус!), розыгрышами и чаем с капустным – каким же ещё! – пирогом. И, конечно, подарками, как без них? Московским коллегам питерцы вручил куст роз из своего Нескучного сада, где театр работает с 1980 года.

Тут, кстати, и выяснилось, что обе труппы многое роднит. «Эрмитаж» ведь тоже расположен в городском саду. И так же, как и «Молодежка», он авторский. И тот, и другой стараются также сохранять редкую по нынешним временам форму театра-дома.

Да и «Дон Кихот» не единственный, как оказалось, спектакль, роднящий два коллектива. Есть ещё «Стакан воды» Эжена Скриба. Что подсказало идею обоим худрукам «обменяться сценами», показав москвичам петербургский «Стакан», а петербуржцам – московский.

Если истина рождается в споре, то творчество – в умении видеть и слышать, в том, числе своих коллег. В обмене опытом и идеями. Георгий Товстоногов создавал свой БДТ, активно общаясь с другими режиссерами, приглашая наиболее интересных ставить у себя в театре. Оттуда «корни» Игоря Владимирова, «сделавшего» Алису Фрейндлих и Театр им. Ленсовета, Льва Додина, некоторых других известных мастеров режиссуры. В постсоветское время такое сотрудничество стало, увы, очень редким. Особенно между вечными соперниками - Петербургом и Москвой. Но, по счастью, случаются исключения. Так что зарождающая дружба С. Спивака с М. Левитиным и их артистами подарит нам в итоге не один хороший спектакль.

Что касается наступившего сезона 2017/18, то одно лишь перечисление пьес, которые приняты к постановкам в Молодежном театре, вселяют желание «встать и идти» на набережную Фонтанки, 114. Премьер намечено пять: по пьесе американца Дона Нигро «Звериные истории»; француза Жана Ануя «Ромео и Жаннетта», «Кабала святош» (по «Мольеру» Михаила Булгакова); новая версия драмы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

А пятая премьера уже состоялась – «Прошлым летом в Чулимске», по пьесе Александра Вампилова, 80-летию которого и посвящена.