Сериал про вора и красного командира, поменявшихся судьбами, смахивает на блатной романс
Еще до начала съемок один из создателей сериала, сценарист Эдуард Багиров обещал, что в эфире взорвется «бомба», которая разнесет в клочья всех и вся, включая знаменитую «Ликвидацию». Примерно в таком же отвязном духе шла и рекламная кампания уже готового сериала, которая, подобно смерчу, буйствовала в эфире канала «Россия». «Самый громкий, амбициозный и ожидаемый проект года», «захватывающая интрига, невероятные повороты сюжета», «звездный кастинг» — свою продукцию на втором канале пиарили без всяких застенчивых эвфемизмов. Мол, зрителей ждет шедевр, да и только. На деле, считает обозреватель «Труда», все обернулось иначе...
Начнем с того, что сюжет оказался не захватывающим, а захватанным. От многократного, извините, употребления. Историям про то, как люди меняются паспортами, фамилиями, судьбами, лицами (и даже женскими и мужскими телами) в литературе и кино несть числа. Другое дело, что обычно эта подмена происходит в сюжетах фантастических, комедийных, то есть, заведомо условных. А отважные создатели «Пепла» поместили эту выморочную коллизию в самую что ни на есть кровоточащую реальность 1937 года — для пущей, надо думать, «взаправдашности», «историчности» сюжета.
Волею находчивых сценаристов вор-медвежатник Сенька-Пепел (Евгений Миронов) и капитан Красной Армии Игорь Петров (Владимир Машков) меняются своими документами и жизненными ролями, да, да, именно в годы Большого Террора. Пепел надевает на себя гимнастерку и личину репрессированного военного, мученически терпит страшные пытки, после которых, впрочем, остается без единого шрама и выбитого зуба на хорошо ухоженном лице. А капитан Петров, предварительно припрятав присвоенный воровской «общак», отправляется чалить срок на зону к уркам, мужественно уродуя хорошо тренированное тело зэковскими наколками.
Первый, даром что всю жизнь вскрывал только сейфы с драгоценностями и ботал исключительно по фене, после неожиданного освобождения (извините, мол, ошибочка вышла) в считанные недели обучается не только светским манерам, но и военному делу, храбро воюет с фашистами и даже дослуживается до настоящего полковника, взяв, разумеется, в боевые подруги жену якобы погибшего красного командира Петрова (Елена Лядова).
Второй без видимых мучений совести становится главарем бандитской шайки, которая грабит все, что плохо лежит. Особенно впечатляет эпизод ограбления фашистского штаба, в котором герой Машкова, не знающий ни слова по-немецки, по подложным документам и с помощью подельника-испанца (?) лихо проникает в логово врага и выносит десятки килограммов золотых слитков. А после войны он с таким же усердием грабит уже своих, не гнушаясь горами трупов, которые он и его шайка оставляют после своих кровавых набегов. Надо ли говорить, что судьбы первого и второго — Сеньки-Пепла и капитана Петрова — в финале пересекутся?
Пересказывать перипетии этой десятисерийной саги, похожей на блатной романс, без вторичного урона для своей нервной системы нет никакой возможности. Сюжет то истомно замирает, то дико несется вскачь, представляя из себя набор исторических нелепостей, психологических неувязок, смысловых нестыковок, фабульных прорех. Авторы обращаются с жизненной реальностью, как с продажной девкой, насилуя ее согласно своим тайным фантазиям и прихотям. В драматургии, которая щедро черпает идеи и целые сюжетные блоки из той же «Ликвидации», а также из фильма «Вор» с участием Машкова и сериала «Апостол» с участием Миронова, отсутствует намек на всякую логику, действия героев никак не мотивируются. Почему, к примеру, кадровый военный, бывший красный командир стал убивцем и вором?
На этот закономерный вопрос фильм не отвечает. Равно как и не пытается ответить, почему зрители должны на протяжении 10 серий сопереживать мерзкому оборотню, который ведет заочный (а в финале уже и очный) поединок с другим таким же оборотнем? Только потому, что их играют любимцы публики, обаятельные Машков и Миронов?
Звездный кастинг (а в «Пепле» даже в эпизодических ролях — актеры-«первачи») сослужил сериалу, как ни странно, неважную службу. Во-первых, возникает невольный вопрос, какими коврижками заманил государственный канал звезд такого уровня и масштаба в столь сомнительный проект? А во-вторых, появление уже упоминавшихся Евгения Миронова и Владимира Машкова, Сергея Гармаша и Ирины Розановой, Елены Лядовой и Чулпан Хаматовой живо напоминает зрителям лучшие работы этих выдающихся мастеров экрана. И крайне невыгодно, как мне кажется, оттеняет их надуманные, высосанные из пальца и с надрывом (особенно это относится к Чулпан Хаматовой в роли ресторанной певички) сыгранные роли в «Пепле».
Впрочем, все сказанное мной не помешало сериалу собрать рекордные рейтинги, которыми нынче меряется всё и на которые молится телевизионное начальство. Но рейтинг — это всего лишь показатель интереса к фильму, зачастую раздутый агрессивной рекламой, а не уровень, не оценка его художественного качества. А качество сериала, на мой вкус, такое, что его создателям впору посыпать себе головы пеплом.