Главная Культура 00:18 01 Ноября 2013 2286
«Падонаг умир»

Лингвист Максим Кронгауз - о великом, могучем и многострадальном

Виктория Пешкова

Доктор филологических наук, профессор, руководитель лаборатории социальной лингвистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Максим Кронгауз считает, что реформа как минимум орфографии для русского языка по-прежнему остается актуальной.

Перипетии вокруг единого учебника истории обсуждает вся страна. Говорят, скоро и до учебников по русскому языку и литературе дело дойдет.

— Эта идея была вброшена несколькими депутатами, но я ее поддержать не могу. Нельзя взгляды на литературу в целом и даже на отдельного писателя свести к единственной точке зрения. Учебников по языку тоже лучше иметь несколько. Во-первых, важна конкуренция идей — только она заставляет улучшать учебники, какими бы хорошими они ни были. Плохому учителю проще взять одну книжку и ни о чем не думать, а хороший собирает лучшее из нескольких, исходя из того, что больше подходит его ученикам: одним детям важнее развивать речь, с грамотностью у них и так хорошо, других, наоборот, нужно натаскать на грамотность.

— В мое время об этом никто не думал — учебник был один на всю страну.

— В советской школе все сводилось к грамотности. Сегодня это не может быть ни единственным, ни даже главным. Надо учить речи, пониманию смысла текстов. Учебники должны отвечать на вызовы времени.

— Учебники должны учитывать, в каком регионе ведется преподавание?

— Не только регион: школа в областном городе и маленьком поселке могут сильно отличаться. Даже в пределах Москвы школы в центре и на окраине — разные: есть классы, в которых учеников с родным русским не так много. Проблема не в том, чтобы создать единый учебник, а в том, чтобы дать учителю ориентиры. Провести конкурс, отобрать лучшие концепции, чтобы иметь три-пять рекомендованных учебников. Честная конкуренция — это и есть то, что можно назвать словом «прогресс».

— Если на изучение русского языка будет выделяться недостаточное количество часов (а такие жалобы слышатся достаточно часто), то и самые распрекрасные учебники не помогут.

— Часов в программе достаточно. Беда в том, что эти часы заполняются ненужным школьнику теоретизированием. Его учат не владению языком, а абстрактным знаниям о языке, которые ему никак не пригодятся.

— От вашей недавней книги «Русский язык на грани нервного срыва» ждали обличения тех, кто замусоривает его сленговыми словечками и разного рода заимствованиями. Иронию в названии разглядели далеко не все.

— Язык приспосабливается к происходящим в мире переменам — социальным, политическим, экономическим, техническим. Возьмем пресловутый пример со словом «кофе». Учат: правильно употреблять его в мужском роде. Но в обыденной речи и интеллигентные люди постоянно сбиваются на средний род.

— Но попытка провести языковую реформу провалилась.

— Никаких реформ русского языка никто проводить не собирался. Это страшилка, причем бессмысленная. Реформировать язык в целом невозможно. Можно делать в нем точечные изменения. Реформировать можно только графику, орфографию и пунктуацию. Речь шла об орфографических и пунктуационных изменениях. Кстати, от преобразований больше всего страдает образованная часть населения, поскольку тогда она теряет статус, связанный с особым знанием. Реформа этого превосходства лишает. Аналогичные попытки предпринимались недавно во французском, немецком, чешском языках. И везде образованные люди были против.

— А как же реформа получилась у большевиков?

— Во-первых, ее начали готовить еще в начале XX века. Была создана Орфографическая комиссия во главе с великим князем Константином, работали ученые. А во-вторых, большевикам она удалась благодаря политической воле и перевороту. Но и после нее оставались несогласные: Цветаева и Бунин настаивали, чтобы их произведения печатали в старой орфографии. Это было делом принципа.

— Предлагаемые в начале нашего века изменения были так уж плохи?

— Вовсе нет. Все тогда почему-то зациклились — ах, как ужасно будут выглядеть слова «парашУт» и «брошУра». Но суть-то была не в этом. Упрощение слитно-раздельного написания слов, отказ от удвоения согласных в прилагательных и причастиях и другие нововведения облегчили бы жизнь всем. В этих сферах даже грамотные люди спотыкаются, потому что нет четких правил. Приняли бы новое правописание — мы бы за пару лет привыкли. Думаю, что потребность в преобразованиях снова назреет, но называть их реформой не стоит — это отпугивает.

— А грамотных людей становится все меньше...

— Изменения на то и были направлены, чтобы число грамотных не уменьшалось. Если более 50% населения пишет неграмотно, это плохо. Реформа позволила большевикам осуществить гигантский культурный проект — ликбез. Все страны проводят такие реформы. Наиболее упрямы англичане — у них сильно разошлись написание и произношение, но остальные стараются упрощать жизнь людям.

— И люди в интернете как хотят, так и пишут!

— Перед ними встал выбор — язык или коммуникация. Коммуникация оказалась важнее, и это нормально. Потребность общаться — главная среди нематериальных. Интернет привлек к письменной культуре огромное количество людей, которым раньше в обычной жизни писать было нечего и некому. Преодолеть стыд неграмотности помогла назойливая игра с орфографией — антиграмотность. Этот инструмент свое отработал — сознательное искажение орфографии теперь редкость, во многих сообществах неграмотность вызывает отторжение. Но верхняя планка грамотности упала, и поднять ее обратно не удастся. Зато нижняя поднялась — даже неграмотное письмо требует от человека определенных умственных усилий. Так что в среднем стали писать лучше.

— А зачем вообще она нужна, грамотность? Тот же интернет доказал: тебя понимают — это главное.

— Грамотность — способ установления иерархии: грамотный имеет более высокий статус, чем малограмотный. Наша эпоха была эпохой перелома, интернет отразил этот слом, когда подчеркнутая неграмотность стала престижней грамотности. Сегодня «падонки» сошли на нет, но и яростные ревнители грамотности вызывают раздражение в интернет-дискуссиях. Маргинализируются обе тенденции, а главной тенденцией остается грамотность. Разумная — я грамотен, насколько могу.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?