К единому мнению, как именно проводить реставрацию, специалисты пока не пришли
На совместном заседании двух комиссий Московской городской думы (по культуре и массовым коммуникациям и по делам общественных объединений и религиозных организаций) депутаты и эксперты подробно рассмотрели проблемы подготовки к реставрации знаменитого памятника отечественной инженерной мысли —
По предварительной оценке, общая смета восстановительных работ составит около 350 млн рублей. Однако специалисты далеки от единого мнения о том, каким образом лучше всего потратить эти средства.
Впрочем, реально доступные траты пока далеки от указанной суммы. Нынешнему балансодержателю сооружения — государственному предприятию «Российские телевизионные и радиовещательные сети» (РТРС) — федеральное правительство в этом году выделило на реставрацию Шуховской башни всего 135 млн рублей. Частично эти деньги пошли на экспертизу сооружения и на общие предпроектные соображения по концепции реставрации. Основную часть средств пустят на формирование технического проекта, а выходить «на натуру» с оставшимися неразумно. Можно разобрать «конструктор», а на обратную сборку финансов не хватит, и тогда мы рискуем потерять всемирно известный памятник-гиперболоид.
В РТРС это понимают. Проведя тендер на подбор организации — генподрядчика реставрации, здесь всерьез озаботились увеличением финансирования. По словам главного инженера Московского регионального центра РТРС Станислава Белявского, сейчас балансодержатель и одновременно государственный заказчик предстоящей реставрации работает над изменением соответствующей федеральной целевой программы. Вот только сделать это очень сложно: нужно пробивать через парламент отдельный законопроект.
В любом случае понятно, что «живых» бюджетных денег на собственно реставрационные работы Шуховская башня в 2013 году не увидит. Внебюджетных, скорее всего, тоже: вряд ли найдется здравомыслящий частник, готовый вложить деньги в стопроцентно государственный объект. К тому же в такой, где техническая документация находится в довольно-таки туманной стадии проработки.
Но и затягивать с реставрацией тоже нельзя. За 90 лет жизни башня не то что не реставрировалась — ни разу капитально не ремонтировалась! За такое время даже идеально обслуживаемое сооружение основательно состарится. А биографию шуховского гиперболоида никак нельзя назвать образцовой: ее конструкции часто модифицировали (наваривали дополнительные балконы и площадки), в нее врезался самолет, в
Сейчас к самым критическим зонам, как отмечалось в акте проверявшего башню четыре года назад столичного департамента культурного наследия (ДКН), относятся появившиеся 39 лет назад элементы: дополнительные кольца жесткости в двух секциях из шести и залитое пластобетоном приземное кольцо основания.
Максимальный же риск разрыва металла обусловлен так называемой щелевой коррозией, интенсивно идущей в локальных углублениях и в местах клепаных стыков. Как рассказал участникам слушаний инспектировавший башню уже в этом году заведующий отделом обследования зданий и сооружений ОАО «ЦНИИПромзданий» доктор технических наук Александр Мамин, башня в любой момент может перейти в аварийное состояние.
— Потеря эффективного сечения в некоторых элементах недопустима, это представляет опасность для пребывания там людей и сохранности окружающих построек, — говорит Мамин. — Самое неприятное — точные масштабы поражения узлов коррозией нельзя определить без разборки, но эта задача перед нами пока не ставилась.
В рамках согласованной ДКН концепции восстановления на период активной фазы реставрации генподрядчик — производственно-строительное предприятие «Качество и надежность» — продвигает следующий алгоритм. Снять две верхние гиперболоидные секции башни и вертолетом доставить их на отдельную удаленную площадку, остальные же четыре секции восстанавливать на месте. Операция это дорогая. Приступать к ней (все по тем же прозаическим финансовым причинам) можно будет, когда заказчик полностью аккумулирует необходимые для реставрации средства. Но вот президент фонда «Шуховская башня», правнук и тезка гениального русского инженера Владимир Шухов, критически относится к этой затее.
— У нас в стране нет хороших организаций, специализирующихся на реставрации изношенных металлоконструкций, — говорит он. — «Качество и надежность» — опытная фирма, но подобными работами никогда не занималась. Кто застрахует нас от потери памятника при столь сложных манипуляциях?
Вдвойне обидно потратить серьезную сумму и оставить башню в положении «девица в темнице». Сейчас к сооружению, по сути, нет доступа, хотя уже пять лет оттуда не ведутся радиотрансляции. Башня по-прежнему томится за двойным забором (снаружи ВГТРК, внутри РТРС), что, строго говоря, нарушает конституционное положение о доступности культурно-исторического наследия народу.
— Качественная реставрация и создание вокруг Шуховской башни достойной рекреационно-парковой зоны обойдется значительно дороже 350 млн рублей, затраты будут на уровне больших объектов сочинской Олимпиады, — считает депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. — Но настаивать нужно именно на дорогом варианте. Если соберемся ремонтировать дешево, дешевка и получится.
На этом фоне большой интерес вызвало предложение вице-президента Московского союза архитекторов Юрия Волчка. Он призывает сначала законсервировать башню и накрыть ее прозрачной защитной конструкцией, параллельно облегчающей доступ к отдельным критичным элементам памятника. Такой подход позволит «размазать» необходимые инвестиции на несколько бюджетных лет и завершить все работы к
К консенсусу участники прений не пришли. Но согласились до формирования окончательного проектного решения провести научно-практическую конференцию и подробно обсудить все возможные варианты.
Инженер, архитектор Владимир Шухов
родился 16 (28) августа 1853 года в Курской губернии. В 1876 году с золотой медалью окончил Императорское московское техническое училище. Кроме создания и внедрения в строительство сетчатых оболочек известен как ведущий нефтехимик-технолог своего времени. Автор проектов первого в России нефтепровода, первого резервуара для хранения нефти, форсунки для сжигания мазута, нефтеналивных судов и нефтеперегонных установок. В 1891 году запатентовал первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти. Скончался в феврале 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Евгений Герасимов, председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы
— Обидно, что уникальное народное достояние, каким сегодня, по общему признанию, является Шуховская башня на Шаболовке, находится на грани гибели, а прилегающая территория фактически потеряна для города. К обсуждению вариантов и технологий проведения реставрации башни должны быть приглашены все заинтересованные стороны. Думаю, в ноябре мы соберем специальную научную конференцию по этому вопросу и обсудим все реальные предложения. На мой взгляд, до выработки окончательного технического проекта реставрации башню лучше всего законсервировать — ясно, что капитальные работы на объекте займут не один сезон. На уровне Московской городской думы мы собираемся обратиться к руководству страны о повышении охранного статуса этого объекта культурного наследия до федерального. Наилучшим же решением в перспективе видится общедоступная зона вокруг башни, без заборов и часовых.