В Москве научат улыбаться 70 000 человек

Московское правительство планирует открыть курсы для официантов — научить их вежливости и доброжелательности

Московское правительство и Министерство образования и науки РФ, учитывая печальную статистику и собственные амбициозные планы по привлечению в Москву туристов, решили разработать и реализовать концепцию «Москва гостеприимная», рассчитанную на создание привлекательного образа столицы в глазах иностранных туристов и российских граждан. А вежливый персонал, по мнению властей, — один из главных способов создать нужный и экономически привлекательный образ.

Поэтому в рамках программы уже с начала 2012 года будут открыты курсы и тренинги для официантов, цель которых — научить работников вежливости и улыбке. Далее подобные тренинги предстоит пройти служащим отелей и продавцам.

Правительство Москвы выделяет средства на то, чтобы персонал московского общепита учили улыбаться, быть гостеприимным и вежливым известные знатоки этикета, а также владельцы московских заведений питания.

«Курсы не займут много времени, но могут привести к ощутимым результатам. В дальнейшем мы будем сегментировать рынок общественного питания — какой тип заведения, какой там средний чек и какое обслуживание, — рассказывает советник заместителя министра образования и науки РФ Анастасия Преображенская. — Проблема в том, что не хватает бизнес-тренеров для обучения широких масс. Поэтому мы займемся и подготовкой самих преподавателей». По словам Преображенской, на данном этапе бизнес-тренеры привлекаются из соответствующих учебных заведений. Также преподавать будут и сами представители бизнеса. К проекту уже подключена Федерация профессиональных поваров и кондитеров России.

Первых результатов «программы вежливости» авторы концепции ожидают довольно скоро — уже через три-шесть месяцев. Примечательно, что адекватность итогов обучения в каждом конкретном заведении общепита будут фиксировать специальные терминалы, установленные на выходе из кафе и ресторанов. Посетители с их помощью смогут оценивать уровень сервиса. Правда, нововведение коснется только крупных сетей, малый бизнес по-прежнему будет собирать информацию по старинке — с помощью анкетирования.

Финансируют проект совместно Министерство образования и науки РФ и департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. Конкретная сумма пока не разглашается, но очевидно, что удовольствие это недешевое. По данным Мосстата, в гостиницах и ресторанах Москвы заняты почти 70 000 человек. Двухдневное обучение одной группы стоит около 60 тысяч рублей. В группе обучаются максимум 18 человек — таким образом, обучение всей столичной сферы услуг обойдется казне в 229 млн. рублей.

«Работники московской сферы услуг часто не отличаются улыбчивостью по одной простой причине — потому что людей на работу набирают, не учитывая их личных качеств, — объясняет бизнес-тренер, участник проекта „Москва гостеприимная“ Владимир Тополов. — Условно людей можно разделить на три группы: улыбчивые и общительные, быстрые и конкретные, необщительные аналитики. Для коммуникаций с клиентами более всего подходят представители первой группы. Но далеко не всегда это понимают работодатели».

Как уверяет эксперт, чтобы объяснить основы гостеприимства, достаточно двух дней обучения с занятиями по восемь часов. Хотя четыре дня — это оптимальный вариант. В Европе все куда серьезнее. Например, в Германии обучение персонала закреплено на законодательном уровне: оно длится семь-восемь дней. И каждый год персонал идет учиться на более продвинутый уровень. Это дает плоды — после обучения доходы увеличиваются на 20–30%.

Прямая речь

Евгений Самолетов, официант с 15-летним стажем, совладелец кафе Delicatessen и Tapa De Comida:

— Официанта можно научить чему угодно, другой вопрос — как. Мы приучаем сотрудников к вежливости исключительно собственным примером. Если бы меня пригласили преподавать на такие курсы, я бы, во-первых, научил официантов улыбаться, во-вторых, всегда оглядываться по сторонам: никогда нельзя смотреть только в пол или потолок. Я бы с радостью сходил на эти курсы ради интереса и послушал, что там говорят. Если там действительно рассказывают важные и полезные вещи, то можно было бы и наших официантов отправлять туда.