Фестиваль вырос из проекта "Мультфильмы по выходным", который на протяжении года апробировался в столице. Очень скоро выяснилось, что залы не могут вместить всех желающих. Зрители сидели на полу, на ступеньках, на коленках друг у друга. Тогда и возникла идея провести в столице большой настоящий смотр анимации, совместив его по времени со школьными каникулами, чтобы у детей была возможность с утра до ночи наслаждаться мультиками.
Но, впрочем, настоящая анимация - это не только детская забава, это в лучших своих образцах еще и высокое искусство, и организаторы нового фестиваля решили учесть интересы и вкусы всех категорий зрителей. Так, в программу "Победители" вошли фильмы-призеры самых престижных международных фестивалей. Программа "Имена" представит обширную ретроспективу звезд мировой анимации, в частности подборку фильмов недавно ушедшего от нас выдающегося режиссера и продюсера Александра Татарского. Программа "Школы" покажет молодую анимацию, в частности, работы студентов ВГИКа. Программа "Российские премьеры" познакомит с последними работами отечественных аниматоров: новые серии замечательного проекта "Колыбельные мира", мультфильмы известных аниматоров Елены Черновой, Зои Киреевой, Елизаветы Скворцовой, Ивана Максимова (кстати, автора логотипа первого Большого фестиваля мультфильмов). Для особо продвинутых зрителей покажут архивные диковинки: программы "Отечественная анимация 1910 - 1930-х годов" и "Анимационные фильмы студий СССР 1970 - 1980-х годов". И для всех желающих пройдут мастер-классы виртуозов анимации, в частности лауреата Каннского фестиваля, отца "Чучи" Гарри Бардина.
- Мы хотели по возможности представить все направления современной анимации, все школы, все российские студии, - говорит арт-директор фестиваля Дина Годер. - Что-то выглядит ярче, что-то скромнее, но бросовых фильмов точно не будет.
Отрадно, что Большой фестиваль мультфильмов не повторил ошибку Московского международного кинофестиваля, который, как известно, проходит на одной площадке - в кинотеатре "Октябрь", куда не всякий потенциальный зритель захочет добираться. По словам Дины Годер, большое количество площадок для БФМ было выбрано для того, чтобы фестиваль был ближе к народу, чтобы людям, живущим на окраинах, не приходилось каждый раз ездить с детьми в центр. И это вполне разумный подход.