ХОТЬ КОРОЛЬ И УМЕР...

Жизнь быстротечна - искусство вечно: как стало известно, король рок-н-ролла Элвис Пресли и сейчас, через 30 лет после своей смерти, возглавляет список артистов, которые продолжают зарабатывать деньги для своих наследников. По данным журнала "Форбс", за минувшие 12 месяцев эта сумма составила примерно 49 миллионов долларов.

Собственно, особой сенсации тут нет: Пресли шел номером один в "гонорарной ведомости" покойных деятелей культуры и науки почти все эти три десятилетия. Однако в прошлом году его оттеснил на вторую строчку знатный самоубийца - экс-лидер группы "Нирвана" Курт Кобейн, чьи потомки с октября 2005 года по сентябрь 2006 получили 50 миллионов. Впрочем, уже тогда все эксперты дружно заключили, что это победа калифа на час, поскольку такой всплеск доходов объяснялся разовой продажей прав на 25 процентов песен "Нирваны", которую осуществила вдова Курта. И нынче король Элвис восстановил свое положение. А Кобейн вообще не попал в топовую десятку.
Теперь на втором месте значится легендарный экс-лидер группы "Битлз" Джон Леннон: его вдова Йоко Оно получила от супруга, убиенного фанатом 27 лет назад, привет в размере 44 миллионов...
На четвертом месте с суммой 22 миллиона долларов - товарищ Леннона по группе Джордж Харрисон. На пятом - самый знаменитый физик современности Альберт Эйнштейн (18 миллионов). На шестом - первооткрыватель поп-арта, художник Энди Уорхолл (15 миллионов). Как ни странно, красавица-актриса Мэрилин Монро заняла только девятую строчку (7 миллионов). Ну а основатель популярнейшего музыкального стиля регги Боб Марли вообще не попал в десятку со своими "жалкими" 4 миллионами.
Зато на почетное третье место в списке забрался американский художник-карикатурист Чарльз Шульц (35 миллионов), хотя в России его имя вряд ли многим что-то скажет. Успешнее, чем сексапильная Монро, оказался и детский писатель Теодор Гейзель (13 миллионов), тоже мало известный у нас, а вот в Штатах на его сказках за последние 70 лет воспиталось уже несколько поколений. Причина таких парадоксов рейтинга понятна - его составляли сотрудники американского журнала.
К сожалению (а может, к счастью), в России подобным образом систематизированных данных о наших звездных покойниках нет. В Российском агентстве авторских прав (РАО) корреспонденту "Труда" лишь посоветовали обратиться в их бухгалтерию с официальным письменным запросом, тут же предупредив, что все равно никто никаких сведений без разрешения наследников не даст.
Ну а наследники (с кем бы ни пришлось говорить лично - идет ли речь о семьях композитора Богословского, скрипача Леонида Когана и многих других) цифр, естественно, не назвали. Поэтому приходится оперировать косвенными данными. Так, практически все эксперты, чье мнение спрашивал "Труд", единодушно назвали в числе лидеров великих советских композиторов Прокофьева и Шостаковича - их музыка исполняется по всему миру, издается немалыми тиражами на дисках. Если продолжить "композиторский ряд", то следующими в нем будут числиться автор "Танца с саблями" Арам Хачатурян и создатель музыки к пушкинской "Метели" Георгий Свиридов.
Неплохи позиции тех, кто оставил свой след в киноискусстве. Так, ориентировочная оценка "гонорара" покойного Андрея Петрова за показ фильмов Георгия Данелии и Эльдара Рязанова с его музыкой, по неофициальным сведениями, составляет 50 - 60 тысяч долларов в год. Примерно столько же дают "Мгновения", "Боль моя" и прочие шлягеры наследникам Таривердиева.
Принято считать, что стабильно хорошие доходы приносят книжки детских писателей - Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто. У них самая массовая аудитория и тиражи.
Ну а на первых местах, как и на Западе, безусловно, кумиры популярной музыки. Нет, не старой советский эстрады - законодательство так составлено, что певцы или их наследники могут получать отчисления в течение лишь 50 лет после первого исполнения (для авторов действует срок в 70 лет после создания произведения). Так что вскоре не только потомки, скажем, Марка Бернеса перестанут получать свои скромные роялти, но и вполне здравствующая Эдита Пьеха за записи, сделанные ею в 50-е годы.
А вот семья, например, Михаила Круга, лишившись кормильца после убийства знаменитого шансонье, может не подсчитывать каждую копейку: русский шансон - сейчас самый востребованный широкой публикой жанр, эти диски издаются миллионными тиражами. Впрочем, гонорары за них все равно не миллионные, поскольку львиная доля этих тиражей (до 85 - 90 процентов) по-прежнему пиратская. Так что даже самым раскрученным российским звездным покойникам еще очень далеко до западных коллег.
Другими словами, как признался корреспонденту "Труда" внук великого скрипача Леонида Когана Кирилл, жить на эти деньги нельзя.