Из-за отсутствия в России специального законодательства, регулирующего торговлю редкой и исчезающей живностью, этот процесс приобрел массовый и неконтролируемый характер. Впрочем, неудивительно - во всем мире такая контрабанда очень доходна. А ведь наша страна присоединилась еще в прошлом веке к Международной конвенции о торговле дикими видами флоры и фауны (СИТЕС).
Таможенники сегодня целыми партиями конфискуют животных, которые находятся под угрозой исчезновения, - розовогрудых попугаев, среднеазиатских черепах, шимпанзе, бенгальских варанов. Из Чада и Гвинеи в Россию незаконно везут обезьян, из Камеруна и Перу - пернатых, из Вьетнама и Таджикистана - черепах.
А уж в каких условиях доставляют в Россию живой товар, даже рассказывать страшно. Например, при перевозке крокодильчиков детенышам туго перевязывают пасть, чтобы не щелкали зубками. Черепашек отгружают в мешках с дынями, и в дороге большая их часть гибнет. Кстати, суп из черепахи в столичных ресторанах стоит в среднем 150 долларов. Но сварить вам его запросто могут и из рептилии, "переставшей шевелиться" в таком вот дынном мешке. Попугаев же контрабандисты перед дорогой просто-напросто подпаивают - птицы всю дорогу дрыхнут и не привлекают своей болтовней таможенников.
Спрос на экзотический живой товар очень велик. При этом новые русские хозяева ничуть не заботятся хотя бы о минимальном наборе документов, подтверждающих, что экзотическую зверушку отловили вполне легально. Столичные покупатели зверья даже ветеринарной справкой не интересуются, тем самым рискуя приобрести вместе с потенциальным любимцем прибывшую на его шерстке заморскую болячку.
Милые и безобидные на первый взгляд животные, как и люди, могут быть переносчиками бактерий, грибков, вирусов, некоторые из которых способны вызывать серьезные и даже смертельно опасные заболевания.
В Россию уже пытались провезти приматов, больных различными геморрагическими лихорадками, гепатитом. Вся эта зараза с легкостью приживается и в человеческом организме. Туберкулезом и орнитозом, например, можно запросто заразиться от попугая.
Так что многим состоятельным господам и дамам потом приходится лечиться вместе со своими питомцами от болезней деклассированного населения. Зачастую можно столкнуться с инфекцией, имеющей длительный инкубационный период: внешне здоровое животное вдруг резко заболевает через полгода после покупки, а еще через некоторое время его примеру следует и хозяин.
Государство из-за отсутствия должного финансирования и необходимой законодательной базы не в состоянии бороться с самой настоящей мафией, занимающейся торговлей "экзотами". Мы обратились в санэпидемнадзор, в Институт тропической медицины и в Министерство здравоохранения, чтобы узнать, как обстоят дела с контролем за ввозимыми в страну экзотическими животными, но везде услышали в ответ, что такой информацией данные ведомства не располагают.
КРОКОДИЛЫ, БЕГЕМОТЫ И ЗЕЛЕНЫЙ ПОПУГАЙ...
Карликового пони - почти такого же, как знаменитый Вадик, живущий на даче в Ново-Огареве у президента России Владимира Путина, можно купить в Москве за 40 тысяч рублей. А вот рыжую буренку, точную копию подаренной в сентябре на день рождения мэру столицы Юрию Лужкову, продают всего за 10 000 рублей.
Генеральный секретарь Союза журналистов России Юрий Яковенко по праву считается в столице одним из крупнейших владельцев "экзотами". У него в доме живут африканский мангуст, скунс, игуана, полярный лисенок, паук-птицеед, шиншилла, енот-полоскун и носуха из Южной Америки. По словам самого Яковенко, в Москве есть несколько человек, чьи коллекции экзотических животных вполне могут соревноваться по численности видов с Московским зоопарком. Например, у бывшего депутата Госдумы, бизнесмена Александра Совцова в Подмосковье живут бегемот и кенгуру.
Как утверждают знатоки, известная певица Ирина Понаровская держит у себя в доме крокодила, как, впрочем, и другая звезда эстрады - Наталья Штурм. И вообще в районе Рублевки в домах немало частных океанариумов и террариумов. А вот у Лаймы Вайкуле нет в доме крокодила или анаконды, зато две ее собаки живут в отдельной комнате и спят на отдельных кроватях. В месяц Лайма тратит на своих питомцев 120 тысяч рублей.
ЗНАЙТЕ!
У законопослушного торговца должен быть целый список документов, разрешающих ввоз и продажу столь специфичного товара. А именно: ветеринарный сертификат из страны-отправителя на вывоз животного, ветеринарное разрешение страны-получателя на ввоз животного, сертификат Международной конвенции о торговле дикими видами флоры и фауны (СИТЕС) из страны-отправителя (в случае, если это животное внесено в Приложения СИТЕС), лицензия на торговлю животными.
ЧТО ПОЧЕМ
Жако краснохвостый - 1000 долларов
Какаду - 1700 долларов
Ара - 2500 - 3000 долларов
Яванская макака - 500 долларов
Хамелеон - 250 долларов
Геккон - от 50 долларов
Акула рифовая - от 2000 долларов
Крокодил нильский (годовалый) - от 500 долларов
Паук-птицеед - от 20 долларов
Террариум для скорпиона - от 100 долларов
Террариум для рептилий - от 500 долларов
Аквариум для акул - от 2500 долларов
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Илья БЛУВШТЕЙН, председатель Всероссийского общества охраны животных:
- В Москве некому заниматься проблемой экзотических животных. Нет ни федерального, ни столичного закона о защите животных, нет чиновников, конкретно ответственных за этот вопрос. Богатые москвичи заводят себе дорогостоящие игрушки в угоду своему тщеславию, чтобы похвастаться ими в кругу таких же нуворишей. Но ни дикому животному, ни его владельцу ничего хорошего подобное соседство не сулит. Дикие звери должны жить в лесу!