ГДЕ НАШИ ЛЕТЧИКИ?

Едва ли во время вчерашней встречи (по протоколу - минут сорок) ангольского лидера с Владимиром Путиным удалось обсудить судьбу Виталия Дудко и летчиков всех пяти российских экипажей, исчезнувших на юге Африки при странных обстоятельствах за последние 9 лет. Очень жаль...

Людмила Дудко, жена командира экипажа Виталия Дудко, пропавшего без вести в Анголе, все еще надеется найти своего мужа. Но она устала ждать помощи от Жозе Эдуарду душ Сантуша, президента этой африканской страны, и его чиновников, которые все эти годы находили массу причин ничего не делать для поисков российских летчиков.
Многие из жен и родственников тех, кто погиб или все еще пребывает в рабском услужении у африканских дельцов, помнят, как пять лет назад президент России первым сообщил о том, что после года неволи в Анголе освобождены пятеро российских летчиков, находившихся в плену у боевиков группировки УНИТА. Как заявил тогда Владимир Путин, "каждому российскому гражданину, попавшему в беду за границей, гарантирована защита президента России". Да, поиски летчиков ведут МИД (включая посольство РФ в Луанде), спецслужбы, независимый фонд "За возвращение домой", в курсе дела - Госдума и администрация президента. Но...
"ГОРИМ!"
В сентябре 1998 года в Анголе пропал Ан-26 авиакомпании "Пермские моторы", пилотируемый российскими летчиками Виталием Дудко, Валерием Чувыриным, Павлом Пушкаревым, Валерием Семковым. Последнее, что известно об этом самолете: штурман доложил свои координаты, а командир экипажа прокричал в рацию: "Горим! Срочная посадка на местность!" Судьба пермских летчиков неизвестна. Как неизвестно, живы ли еще четыре пропавших в Анголе экипажа, среди которых граждане России, Украины, Молдавии и Белоруссии.
В 1997 году при следовании по маршруту Абиджан (Берег Слоновой Кости) - Рунду (Намибия) над территорией Анголы исчезли самолет Ан-72 молдавской авиакомпании "Ренан" и экипаж в составе: Анатолий Лемешкин, Павел Горчинский, Валерий Кулагин, Михаил Сафранович, Александр Колесников, Петр Кристев. О судьбе пассажиров и экипажа до сих пор данных нет.
В октябре 1998 года после взлета из аэропорта Нзаже прекратил связь и пропал самолет Ан-12, принадлежавший Летно-исследовательскому институту имени М. М. Громова (город Жуковский Московской области). Разыскиваются Георгий Стадник, Евгений Романовский, Александр Митяев, Юрий Кутявин.
В декабре того же года у города Бие исчезли самолет Ан-12 украинской авиакомпании "ХОРС" и экипаж в составе: Сергей Бойков, Александр Кинстлер, Александр Ферсунин, Виктор Пивторак, Владимир Коробко. Местонахождение и состояние летчиков не известны.
В том же месяце неизвестными злоумышленниками угнан самолет Ан-12, принадлежавший авиакомпании "Хеллер Интернейшнл". Местонахождение и состояние экипажа не известны. Разыскиваются: Александр Филатов, Александр Хоменко, Игорь Трофимов, Геннадий Вагапов.
ОТГОВОРКИ И ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ
Долгие месяцы поисков, затрудненных кровопролитной гражданской войной на территории Анголы, только недавно привели к первым ощутимым результатам: прибывшие на предполагаемое место падения лайнера - в непроходимые леса под городом Кафунфо - российские дипломаты обнаружили останки сгоревшего самолета, по предварительной версии, сбитого партизанами УНИТА управляемой ракетой. Кабина лайнера полностью выгорела. На месте катастрофы обнаружены фрагменты человеческих останков. Еще в 2003 году планировался выезд в Анголу комиссии по расследованию авиационных происшествий ГА России. Но этого не случилось из-за позиции ангольских властей - местные генералы что-то промямлили о диких африканских зверях, болотах, недобитых партизанах, дождливой погоде...
- В 2000 году была создана спецкомиссия при российском МИДе. Наши дипломаты постоянно бомбардируют ангольских чиновников депешами, чтобы они предприняли необходимые шаги, дали согласие на совместное расследование. "Но воз и ныне там, - сказал нам по телефону Сергей Кудряшев, заслуженный штурман-испытатель, глава фонда "За возвращение домой". - Ни одного специалиста на месте падения самолета до сих пор так и не побывало. Мне как авиационному профессионалу это непонятно. Более того, мне непонятно, почему власти Анголы ничего не делают, чтобы останки пилота Захарова, который умер в плену у боевиков группировки УНИТА от малярии, вернуть домой - матери, Лилии Александровне Захаровой. Ссылаются на то, что вокруг якобы все заминировано. Так разминируйте! Это все отговорки".
Не менее странные вещи происходят с ангольской комиссией по изучению проблемы пропавших летчиков. Ее руководитель в ранге вице-министра иностранных дел при невыясненных обстоятельствах выбросился из окна с восьмого этажа гостиницы в Луанде. Никаких конкретных действий эта комиссия за все время не предприняла.
Эти слова Сергея Кудряшева подтвердил в разговоре с нами зам. министра иностранных дел РФ Александр Салтанов:
- Мы ничего не можем сделать. Для проведения более тщательной проверки места катастрофы Ан-26 и поисков остальных экипажей с привлечением серьезных международных экспертов и криминалистов необходима прежде всего политическая воля ангольских властей.
ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ?
Обезумевшие от горя жены и матери пропавших в Африке летчиков утверждают, что даже спустя годы по ночам раздаются телефонные звонки и какие-то далекие, едва различимые голоса на непонятном языке произносят то ли имена, то ли названия местности... Родные уверены, что звонили оттуда, "из этой чертовой Анголы". И непременно добавляют: "Они просто не могут докричаться: мы живы, мы вернемся, ждите нас!"
- Место падения лайнера еще в 1998 году первым обнаружил российский летчик Александр Степанов, - рассказала нам Людмила Дудко. - Он неоднократно сообщал в российский МИД, а тот передавал в Луанду координаты падения лайнера. И вот о них вспомнили. Хотя мы передали письмо на имя президента Анголы Эдуарду душ Сантуша, просили активизировать поиски наших мужей. Ответа так и не получили...
Недавно съемочная группа НТВ - корреспондент Алексей Поборцев и оператор Станислав Скрипник - отправились в Анголу для съемок на заранее оговоренных объектах. По прибытии в Луанду российских журналистов задержали полицейские и вскоре выдворили из страны.
- Мы сошли с самолета, подошли к паспортному контролю, - вспоминает Поборцев. - Там, не глядя на визы, у нас забрали все документы. Я спросил: мы арестованы? Нам ответили, что "ангольцы - друзья русских" и власти действуют в наших интересах. В течение всех 18 часов задержания нам ни разу не дали разумных объяснений. Только перед погрузкой в самолет пожелали счастливого пути.
Мы знали, что русские летчики могут быть живы и находиться в плену у местных бандитов. Так вот, я смею утверждать, что ангольские власти испугались именно этой темы. В Луанде - теперь мы в этом абсолютно уверены - есть силы, которые не желают допускать россиян к расследованию пропажи наших экипажей.
- Складывается впечатление, что официальные ангольские власти делают все, чтобы ничего не делать, - в свою очередь сказала нам в интервью Ольга Романовская, чей муж, летчик, пропал без вести в октябре 1998 года. - Мы неоднократно обращались к президенту Душ Сантушу с просьбой взять под личный контроль поиски российских летчиков, провести расследование. Мы даже готовы были ехать в Анголу. В ответ либо пустые обещания, либо глухое молчание. Нам ничего не остается, как подать на Анголу в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Сейчас мы собираем документы.
МЫ ВЕРИМ: ОНИ ЖИВЫ
На встрече с родственниками пропавших без вести россиян теперь уже бывший ангольский посол генерал Монтейру рассказывал, что еще в апреле 2001 года спецслужбами якобы был произведен радиоперехват сообщения русского командира Стадника о захвате экипажа Ан-12 RA-83962 (D2-FBK) и об их принудительной работе под дулами автоматов. Однако на последующих встречах генерал отказывался от своих слов. Видно, свои пригрозили.
- Наши люди, живые, могут находиться в руках у "третьей силы", орудующей на всем юге Африки, - считает штурман Кудряшев. - По словам тех же унитовцев, это наемники или бандиты, ведущие нелегальную добычу алмазов. Таких банд в тех краях сотни. Они никому не подчиняются. Каждая деревня - отдельное государство. Местные паханы имеют мощную вооруженную охрану из числа профессиональных наемников, аэродромы, самолеты. И своих рабов! О том, что русских летчиков видели в лагерях на территории Анголы, мне рассказывал бывший посол УНИТА в Западной Европе, а ныне депутат парламента Карлуш Моргаду. По его сведениям, "летучих голландцев" - самолеты, появляющиеся время от времени в африканском небе без опознавательных знаков, - неоднократно видели местные жители. Кстати, и наши авиаторы, работающие по официальным контрактам в Анголе, не раз засекали такие самолеты, пытались установить с ними радиосвязь. Но тщетно...
Ни одна уважающая себя власть, а это и парламент, и правительство, и глава государства, не поворачивается спиной к своему гражданину, если тот попал в беду. Одна небезызвестная держава приучила всех к мысли, что она может отправить на край земли авианосец, если там возьмут в заложники американца. В последние годы Россия также стала напористо требовать от других уважать своих людей - "наших". Вот вызволила военных, неуклюже обвиненных Саакашвили в шпионаже, не побоявшись, как раньше, поиграть мускулами.
Хочется верить, что это не дань моде и не жесты отчаяния комплексующей по поводу былого величия страны. Хочется верить, что отныне так оно будет всегда: высшей ценностью для государства будет не абстрактная идея, а конкретная жизнь конкретного гражданина.
КСТАТИ
Только по официальным данным, до настоящего времени остаются неизвестными судьбы более пяти миллионов советских и российских граждан, которые пропали без вести при защите интересов государства. В их числе - пропавшие в годы второй мировой войны - более 3,5 млн. человек, (а по ряду источников - свыше 5 млн.), а также 274 человека, пропавшие в Афганистане, 228 - в Таджикистане, 12 - в Мозамбике.