К сожалению, одних лишь государственных мер недостаточно для урегулирования ситуации на рынке нефтепродуктов. Необходимо использовать рыночные механизмы, стимулирующие развитие конкуренции среди поставщиков горючего.
В Туле на совместном заседании комиссий правительства РФ и Российского газового общества, посвященном использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива, обсуждались вопросы применения альтернативных видов ГСМ на транспорте.
В последнее время потребление газа автомобильным транспортом в России растет в среднем на 14 - 20 процентов. В Тульской области, например, на газобаллонное оборудование переведено уже свыше 5 тысяч автомобилей. Как пояснил тульский губернатор Вячеслав Дудка, инициаторами стали предприниматели. За ними потянулись владельцы личного автотранспорта. Газомоторное топливо втрое дешевле бензина. Одной заправки в условиях города хватает на 400 километров. Двигатель, работающий на газе, дольше не выходит из строя. Один тульский предприниматель, у которого двести "Газелей", подсчитал, что из средств, сэкономленных на топливе, он может покупать по автомобилю в год.
- Сейчас у нас цель - перевести сельхозтехнику с дизельного топлива на газ, - подытожил В. Дудка.- Но прежде надо решить ряд вопросов, которые зависят не только от областной администрации.
- Один из них касается гарантированных поставок газа для автомобильного топлива, - откликнулся член правления Газпрома, глава комиссии по газомоторному топливу Богдан Будзуляк.- С этим проблем не будет: в региональных балансах мы отдельной строкой закладываем поставки ресурсов. Другое дело, что в областях надо создавать правовое поле для развития сети автогазонаполнительных станций. Причем не дожидаясь выхода федерального закона об использовании альтернативных видов топлива на транспорте.
Депутат Госдумы РФ Евгений Заяшников в свою очередь отметил, что Дума работает над проектом закона. Несколько лет назад аналогичный законопроект был представлен на утверждение тогдашнему президенту Борису Ельцину. Но "нефтяное лобби" постаралось, и он так и не вступил в силу.
Сегодня ситуация изменилась - появились новые объективные причины для перевода автотранспорта на газ: с одной стороны, в стране уменьшаются запасы нефти, с другой - Россия ратифицировала Киотский протокол и теперь вынуждена сокращать объемы вредных выбросов в атмосферу. По рекомендации ЕС к 2020 году 10 процентов российских автомобилей (а это примерно 30 миллионов) должны работать на газе. Между тем уровень использования автогазонаполнительных станций в стране составляет всего 8 процентов. Основные причины - отсутствие долгосрочной государственной программы по использованию газомоторного топлива и развитию газозаправочных станций и нарастание дисбаланса между производителями соответствующего оборудования и потребителями.
Развитие рынка газомоторного топлива тормозит и неразворотливость местной исполнительной власти. Мало того, что во многих регионах не хватает газозаправочных станций, они еще и расположены в неудобных местах. А ведь целесообразно устанавливать газонаполнительные блоки прямо на традиционных АЗС. Это рационально и, вопреки бытующему мнению, безопасно. Нужны также передвижные газозаправки. Тем более что в 2006 году отечественные автомобилестроители намерены выпускать автомобили с двухтопливными баками - для газа и для бензина. Об этом рассказал начальник отдела автомобилей на альтернативном топливе "Автоваза" Сергей Ивлев.