Тем, кто незнаком с этим теледейством, получившим на Западе название "Большой брат", напомню. Тщательно отобранных добровольцев - у нас их только шесть, а "за бугром" обычно бывает больше - поселяют в специально построенном, полностью изолированном от внешнего мира доме, где есть все для длительного автономного пребывания. Телевизионное жилище от обычных отличает одна особенность: тут в каждом помещении, в том числе в спальне, ванной, туалете, - в великом множестве установлены скрытые подглядывающие телекамеры и подслушивающие микрофоны.
Люди, согласившиеся жить в таком "доме", оказываются на виду у многомиллионной аудитории, рассматривающей их, как подопытных кроликов, во всех подробностях. Каждую неделю посредством интерактивного телефонного голосования из начального состава исключаются те, кто, по мнению зрителей, не выдержал испытания. Однако невзгоды участников "реального шоу" окупаются сторицей - не только огромными премиальными, но и заранее оговоренными приглашениями на съемки в рекламных клипах, широкой известностью, возможностью получить высокооплачиваемую работу. Впрочем, и в этом варианте унижение, которому подвергаются люди, нередко перевешивает обещанные блага: недавно во Франции из-за громкого скандала программу пришлось досрочно приостановить...
Надо ли говорить, что у нас, как это обычно бывает при трансплантации зарубежных телешлягеров в отечественную среду, все оказалось и циничнее, и безжалостнее, и беднее. Канал ТВ-6, который в последнее время катастрофически проигрывает конкурентам в популярности у зрителей, схватился за "риэлти-шоу" как за своего рода палочку-выручалочку, решил опередить ОРТ, которое уже несколько месяцев готовит в том же жанре на далеком тихоокеанском островке дорогостоящий проект "Последний герой", и снять сливки с выгодной акции раньше, чем коллеги.
На ТВ-6 "Большого брата" модернизировали. Не только сократили число участников, а также расходы на их содержание (каждому выдали смехотворные 2251 руб. 02 коп. столичного прожиточного минимума, причем не забыли из них вычесть за "квартплату"), резко срезали призовые (теперь это - однокомнатная квартира), но еще и усилили унижение, какому подвергаются добровольцы.
Запретили им, например, снимать прикрепленные к одежде радиомикрофоны, потребовали, пригрозив крупными штрафами, говорить только внятно и громко, не переходя на шепот: техника у телевизионщиков, дескать, не самая лучшая. В отличие от западных игроков, за которыми следят лишь телекамеры да микрофоны, наших можно разглядывать еще и невооруженным глазом. "Дом", устроенный для них на первом этаже столичной гостиницы "Россия", сделан так, что стены "комнат", изнутри выглядящие как зеркала, снаружи, для прохожих и зевак, оказываются стеклянными. Смотри сколько влезет...
Кроме того, из-за довольно краткого по сравнению с западными аналогами срока пребывания в "доме" и небольшого числа участников авторы шоу, опасаясь, как бы зрелище в итоге не оказалось слишком "пресным", с самого начала взяли курс на скандалы и "клубничку". То, что у западных коллег происходит само собой в результате долгого пребывания людей в изоляции, тут становится сознательной целью телевизионщиков. Главный продюсер ТВ-6 Александр Левин в интервью популярной столичной газете без обиняков заявил, что между игроками "будут провоцироваться конфликты путем вмешательства извне". А на вопрос корреспондента о возможности "плотских утех" в "стеклянном доме" тут же добавил: "Плоть всячески приветствуется, как и скандалы. К тому же при отборе участников мы всех предупреждали, что скромники и ханжи нам не нужны".
В общем, в течение месяца, вернее 34 дней, шестерке отважных предстоят очень нелегкие испытания. Некоторые из них, поселившись в своем новом жилище, неожиданно признались, что не до конца понимали степень риска, связанного с принятым ими решением. Пошли на просмотры из стадного чувства, вместе с друзьями. А потом, выиграв вдруг "путевку", сразу стали жертвами коварных замыслов авторов программы.
Уже в первый день шестерке пришлось решать вопрос: как обращаться с полученными деньгами? Сложить их в общую кассу или оставить у себя? И как быть, если случайно разбитый стакан, за который нужно заплатить немалый штраф, становится причиной раскола в отношениях участников? Можно лишь догадываться, что останется через месяц от стихийного и трогательного "коллективизма" молодых людей. Или вспомним первый поход в душ одной из девушек, которая из-за природной стыдливости вначале не хотела обнажаться перед миллионами зрителей. Сцена, где она долго шарит взглядом по потолку ванной комнаты в поисках глазка камеры, а потом после мучительных колебаний раздевается и встает под струю воды, выглядит будто заимствованной из киноленты садо-мазохистского характера. Я воспринял этот эпизод как начало тех унижений и нравственных потерь, которыми будут полны для шестерки все 34 дня.