Ко вчерашнему дню удалось практически полностью обследовать четыре кормовых отсека. Продолжается разборка завалов, оставшихся после катастрофического взрыва в 3, 4, 5-м и 5-бис отсеках субмарины. Дело идет очень трудно - к утру более или менее завершен, к примеру, осмотр только четверти первой палубы 5-го отсека корабля. Однако уже найдены и подняты наверх 52 члена экипажа "Курска". Состояние тел после годичного пребывания на морском дне оказалось даже лучше, чем могли предполагать сотрудники Генпрокуратуры. В результате уже опознаны 39 павших моряков.
Но и экспертам судебно-медицинской лаборатории, специально развернутой во флотском госпитале в Североморске, тоже досталось. Скорее всего, именно им теперь предстоит идентифицировать фрагменты человеческих останков, уже найденных в почти полностью разрушенном и выгоревшем 2-м отсеке. И еще - тело неизвестного пока подводника, обнаруженное в районе командирской каюты. По словам Генерального прокурора Владимира Устинова, оно "буквально впечатано ударной волной" в переборку. Похоже, взрывом моряка забросило из другого отсека. Вначале следователи предположили даже, что это командир "Курска" капитан 1 ранга Геннадий Лячин, однако дополнительное исследование показало - это не так.
До окончания работы следственной бригады еще далеко, но важную особенность уже отметил главнокомандующий Военно-Морским флотом РФ адмирал флота Владимир Куроедов. По его словам, теперь ясно, что в четырех кормовых отсеках крейсера личный состав находился согласно боевому расписанию. Так и должно было быть, если атомоход в момент катастрофы выходил в торпедную атаку и в связи с этим на нем была объявлена боевая тревога. Однако в 4-м отсеке найдено больше моряков, чем положено было находиться в такой ситуации на его боевых постах и командных пунктах. Главком полагает, что, возможно, в течение тех 135 секунд, которые разделяли первый и второй взрывы на ракетоносце, была дана команда личному составу, уцелевшему в носовых отсеках, перейти в 4-й.
По словам Владимира Устинова, из 9-го отсека "Курска" следователи подняли еще одну предсмертную записку, находившуюся в бутылке из-под минеральной воды. Предполагается, что ее автор - старший мичман Олег Борисов, тело которого поднято на поверхность водолазами еще прошлой осенью. Но ничего существенного, что помогло бы приблизиться к разгадке тайны гибели "Курска", в записке нет. По свидетельству Генпрокурора, письмо носит исключительно личный характер и адресовано жене и сыну старшего мичмана. Напомню, что еще одна предсмертная записка, которую написал капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, извлечена спасателями из того же 9-го отсека в прошлом году.
Надеются следователи теперь на изъятый из 5-го отсека самописец, фиксировавший параметры работы ядерных реакторов. А еще на сильно поврежденную водой и пожаром вахтенную документацию, находившуюся там же. Сейчас эти документы просушиваются, и примерно через три дня начнется их изучение.
Между тем едва "Курск" оказался на палубе плавучего дока в Росляково, как всем стало очевидно еще одно загадочное обстоятельство, требующее объяснений. В нижней части корпуса подлодки по правому борту в районе 2-го отсека зияет внушительная пробоина и тянется длинная узкая вмятина. Что это - след "того самого" подводного столкновения с неизвестной подводной лодкой? Эту версию, кстати, до сих пор не исключают ни командование ВМФ, ни правительственная комиссия, созданная для расследования причин гибели "Курска".
По сведениям вице-премьера Ильи Клебанова, такого мнения придерживается сегодня и ряд экспертов, исследовавших эти повреждения корпуса крейсера. Однако другие специалисты, говорит Клебанов, полагают: пробоина и вмятина могли образоваться из-за высоких температур внутри подлодки, вызванных пожаром, и как следствие - появлением там вакуумной среды. Это, дескать, могло привести к втягиванию внутрь обшивки правого борта.
Правда, не очень понятно, почему не пострадал от вакуума левый борт. И как подобное могло произойти, если учесть, что огонь бушевал внутри прочного корпуса атомохода, а продырявленным оказались легкий корпус и толстая внешняя резиновая обшивка "Курска"?..
Мало что прояснил пока и главком ВМФ, прокомментировавший обнаружение загадочных пробоины и вмятины в правом борту. По его словам, отверстие - "искусственного происхождения". Видимо, следует понимать так, что его проделали водолазы еще в момент, когда от субмарины на дне Баренцева моря отделяли покореженный взрывами торпедный отсек. А вмятина, считает адмирал Куроедов, может быть "либо следом от предыдущих швартовок, либо повреждением, полученным по какой-либо другой причине".
Бесспорно одно: если столкновение атомохода с крупным подводным объектом все же было, его следы не могли не остаться все на той же многосантиметровой толщины резине, которой обтянут погибший крейсер (как и любой современный подводный корабль, чтобы снизить возможности его обнаружения гидроакустическими станциями противника). Микрочастицы корпуса корабля-"убийцы", если именно он погубил "Курск", легко будут обнаружены экспертами-криминалистами. Ждать осталось недолго.