ПАРОВОЗ С ЗАПАСНОГО ПУТИ

В начале перестройки предприниматель Анатолий Гусев приватизировал заброшенное депо вместе с отрезком "узкоколейки", которая стала, наверное, первой в России частной железной дорогой. Пускать по ней составы Гусев не собирался. Вместе с другими коллекционерами он решил организовать музей... всего того, что может двигаться по колее.

Теперь здесь собраны семь паровозов, механические и ручные дрезины, пассажирские и грузовые вагоны, цистерны, даже рельсовый снегоочиститель. За экспонатами пришлось ездить не только по всей стране, но и за рубеж. Самым древним в коллекции является немецкий паровоз, изготовленный в конце XIX века. Он прошел модернизацию еще при Николае II, а после Великой Отечественной войны оказался в карьере под Коломной. Одна из дрезин была сделана в начале века в мастерских Выксунских металлургических заводов. Она, между прочим, развивает скорость трамвая. Но больше всего привлекает посетителей рельсовый лимузин "ЗиМ", который некогда возил по шпалам начальство "Горькторфа".
В прошлом году к переславльским коллекционерам приезжал глава Британской ассоциации железнодорожных обществ Дэвид Морган, который питает страсть к паровозам. Он, кстати, был одним из адвокатов покойной принцессы Дианы. Сэр Дэвид прокатился в антиквариате финского производства. Маршрут проходил мимо мест, где была дача Василия Сталина, который, по воспоминаниям старожилов, приспособил на дрезину фюзеляж самолета "Дуглас" - и ездил с ветерком. После визита Моргана британские коллекционеры создали благотворительный фонд для поддержки первого русского музея "узкоколейки".