Владимир Путин потребовал всесторонне освещать всероссийский педагогический конкурс
Когда придет время представлять телевизионные события нового, 2022 года, первым пунктом и с полной уверенностью можно будет назвать шоу «Учитель года». Разные там сериальные премьеры, лицензионные конкурсы могут быть отложены или не состояться вовсе. А это точно будет. Потому что так сказал президент.
Задачу Владимир Путин поставил предельно ясную: «Обеспечить <...> начиная с 2022 года широкое информационное освещение всероссийского конкурса „Учитель года России“, в том числе создание телевизионного шоу и его трансляцию с использованием зрелищных креативных подходов к проведению такого конкурса на общероссийском обязательном общедоступном канале, предусмотрев ежегодное финансирование из федерального бюджета».
Что-то подсказывает, что начальники каналов испытывают сейчас двоякие чувства. С одной стороны, плохо ли заполучить в программную сетку оригинальный продукт, не ломая голову над тем, где взять на него деньги?! С другой — делать такой проект в привычном формате «разлюли малина» — себе дороже. Пипл-то, может, и схавает, но вот заказчик... Хотя еще летом глава государства дал совет: «Помните, мы с вами разговаривали, какой-то там „Форт Боярд“, ну и хорошо, бегают, прыгают, но миллионы людей смотрят. Можно сделать вот с нашими учителями, их не нужно заставлять бегать и прыгать по каким-то там фортам, но сделать вот такие программы по различным направлениям, дисциплинам». Да, понятно. Но Владимиру Владимировичу легко говорить про «зрелищные креативные подходы», а где ж их взять-то, если уже много лет в «ящике» одно и то же, и всех подобная ситуация устраивает? Получится какая-нибудь нудятина, под которую никто рекламу не даст...
Может, стоит «Учителя» сразу на «Культуру» отправить, которая и общедоступная, и федеральная, и ролики не показывает? Да, в стране есть блестящие педагоги. Со своими методиками, уникальными способами общения с учениками. Но не открытыми же уроками они могут увлечь нас, ленивых и нелюбопытных. Да и можно ли вообще сделать зажигательное шоу с участием людей этой благородной профессии? Можно, еще какое! Ведь иным из них, пусть и не столь выдающимся, порой приходится преодолевать испытания пострашней соседства со скорпионами, как это периодически случается в том же «Форте».
Да за ежедневное общение с некоторыми из учеников преподам надо медаль «За отвагу» давать. Некоторые виды несовершеннолетних отморозков есть возможность наблюдать в шоу «Пацанки» (телеканал «Пятница!») и «Чадо из ада» («ЧЕ!»). Героини первого — девушки с трудной судьбой, выросшие в неблагополучных семьях, пускавшиеся во все тяжкие, пьющие, грязно ругающиеся, озлоб-ленные и необразованные. На проекте в течение нескольких месяцев из них пытаются сделать настоящих леди. Кстати, на «Пятнице!» идет вариант лайт. В Сети же можно увидеть «Пацанок» без купюр, там откровения и лексикон девиц поистине ужасают.
В «Чаде» участниками становятся «мажоры» обоих полов. Сыновья и дочери обеспеченных людей, самовлюб-ленные бездельники, смысл жизни видящие в лайках, дорогих шмотках и хайпе. Отчаявшиеся предки отправляют обнаглевших отпрысков на несколько дней в обычные семьи со средним достатком, чтобы те, как говорится, жизнь узнали. Оба проекта грешат родовой болезнью всех реалити. А именно — оставляют аудиторию в сомнении, видит ли она на экране подлинные страсти или всего лишь результат хорошо разыгранного сценария.
На последнюю мысль наводят, например, следующие моменты. Из «Пацанок» в первую очередь уберут девушку, совпадающую по типажу с какой-то другой участницей, но менее яркую. Их «трудные судьбы» почему-то складывались похожим образом — неполные семьи, злые сверстники, изнасилование, дурная компания (кстати, некоторых зрители ловили на вранье), наркота. Всех хотя бы раз непременно продемонстрируют в безобразно пьяном виде.
Участники «Чада» тоже не отличаются разнообразием ни в своих привычках, ни в реакциях на семейства лузеров, с которыми им приходится иметь дело. Видимо, у авторов есть устойчивые представления о «золотой молодежи», под которые все и подгоняются.
Но у этих проектов неплохой рейтинг. И как раз потому, что авторы сумели найти «креативный подход». Нам только кажется, что это что-то про перевоспитание, на самом деле в основе «Пацанок» лежит любимый народом сюжет про Пигмалиона. Обыватель его обожает, чему свидетельством неизменный успех — сколько бы раз ее ни показывали по ТВ — «Красотки» с Джулией Робертс. А «Чадо из ада» — в чистом виде «Принц и нищий». Эту архетипическую сказку мы тоже обожаем. Отсюда, например, успех «Холопа».
Получится ли у команды телевизионных деятелей искусств выполнить высокое решение на достойном уровне? Или подобно старой кобыле из анекдота она повинится: «Ну не шмогла я, не шмогла».