Правительство выступило против обязанности чиновников отчитываться о покупке предметов роскоши, стоимость которых превышает их доходы за последние два года. Законопроект об этом подал депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин. Он предложил вменить чиновникам в обязанность подавать сведения о каждой сделке по приобретению любого предмета роскоши, в том числе изготовленного с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, а также произведений искусства, антиквариата и тому подобных радостей жизни. Критерием было предложено считать цену, превышающую доходы покупателя за последние два года.
Возможно, поводом для подачи такого законопроекта стала появившаяся в СМИ информация о повышении на 20% в России спроса на драгоценности — и это лишь в нынешнем году. Эксперты Barnes International Moscow (международное агентство элитной недвижимости, представленное в 20 странах мира) также сообщают, что средний чек таких покупок в нынешнем году вырос до 300 тысяч евро, а размер приобретаемых бриллиантов — до 3,6 карата и выше. Еще больше, на 40%, вырос у состоятельных россиян интерес к покупке предметов искусства (а еще говорите, культурный уровень в стране падает!). «На рынке наблюдается небывалый ажиотаж, — говорится в обзоре Barnes. — С 2020 года представленные на рынке картины таких классических художников, как Моне, Шишкин, Левитан, Айвазовский, практически уже раскупили...»
Покупатели всего элитного и дорогого добрались и до коллекционных вин. «Некоторые инвесторы скупают вина целыми коллекциями стоимостью в миллион евро», — констатируют эксперты.
Аналитики считают, что нынешний покупательский бум, случившийся в России, связан с ужесточением позиции финансовых властей стран Старого Света, устроивших в последние годы настоящую охоту за коррупционными капиталами, хранящимися в Лондоне и Цюрихе, в Италии, на Кипре и в прочих былых «тихих гаванях». В результате обладатели проблемных банковских счетов за рубежом, в том числе и российские чиновники, начинают обращать их в реальные ценности и прятать дома, в России.
В нашей стране чиновники до сих пор были обязаны отчитываться о покупке земли и недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций и цифровой валюты. Закон, который ввел эти правила, в 2012 году подписал Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России. Документ обязывал сообщать о таких приобретениях чиновников федеральных, региональных и муниципальных ведомств, руководство Центробанка, менеджеров госкорпораций, Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Проверки также должны были распространиться на супругов чиновников и их несовершеннолетних детей. И если чиновник не мог объяснить, откуда у него деньги на крупную сделку, это должно было стать основанием для увольнения и дальнейшего расследования.
Могло, но не стало. На практике закон почти не работал, а эксперты рассказывали, что ставший формальным запрет оставил немало лазеек вороватым чиновникам — к примеру, он позволяет и купить на неофициальный доход антиквариат, драгоценности или дорогие часы (такие покупки регистрировать не нужно). Именно эти прорехи в законодательстве должен был закрыть нынешний законопроект. Однако правительство выступило против. В его отзыве говорится, что в законопроекте нет определения предмета роскоши. Кроме того, в нем нет критериев, по которым имущество можно отнести к роскоши, и не описан порядок подтверждения права собственности. В кабинете министров заявляют, что все это «приведет к сложностям в правоприменительной практике».
А если не будет «практики», то не появятся и «сложности». Всем все понятно? Дальше объяснять не надо, чьи интересы отстаивает власть?