Главная Культура 16:02 01 Октября 2015 2112
«Скажи мне правду, я переживу»

Страшнее лжи нет зла, убедился за свои 80 лет Армен Джигарханян 

Виктория Пешкова

Судья Криггс и капитан Овечкин, комиссар Мегрэ и анимационный Волк, пожалевший дворового пса, Тристан и Карп «Горбатый»… Сколько их, персонажей, которых раз увидев, нельзя забыть. Создавший их Армен Борисович Джигархнян отмечет 80-летие. 60 из этих восьми десятков отданы театру, которым, как и для Гамлета, для него был и остается весь мир.

– Точное число фильмов с вашим участием назвать невозможно. 250? 280? 300?

– А зачем знать – сколько? Не в количестве же дело. И потом – у каждого зрителя ведь свои любимые картины. Для одного – «Место встречи»,  для другого «Тегеран-43» или «Неуловимые мстители». Мне гораздо интересней, скольких людей мои фильмы согрели, ободрили, развеселили. Но этого же никак не подсчитаешь!

– А другим актерам свой голос дарить не жалко было? Нодару Мгалобишвили, например, в знаменитой «Формуле любви».

– Ну, он моим голосом не только там говорит. Что значит – жалко? Вы же не поверите, если я скажу, что вот ни капельки не жалко?

– А может, и поверю?

– А вдруг я расчетливый завистник? Я же понимал, что на Калиостро я внешне ну никак не потяну, и Захаров все равно мне эту роль не даст. А роль-то интересная. Хоть так приобщился. И потом – голос у меня довольно специфический – многие сразу узнавали. Так что свою долю славы я все равно получил. Вот в не менее знаменитом «Мертвом сезоне» (роль священника Мортимера. – «Труд») меня стали узнавать только через много лет после выхода картины на экран – в 1966-м я еще не был таким уж  известным артистом. Но и тут я, в конечном итоге, оказался в выигрыше. Видите, какой я хитрый! Между прочим, я и Лино Вентуру озвучивал, и Омара Шарифа, и даже Робера Оссейна.

– И кто из экзаменаторов, заваливших вас на поступлении в ГИТИС из-за акцента, мог предполагать, что голос станет вашей визитной карточкой!

– Э-э-э! Это для них был акцент, а потом это стало называться актерской индивидуальностью и творческим почерком! На Сильвера в мультфильм «Остров сокровищ» меня специально пригласили. Заранее! Персонаж с меня рисовали. В кино эту роль Борисов сыграл замечательно и если бы не мультфильм, не бывать бы мне Сильвером во веки веков. А вы говорите – голос!

– Я говорю? Я говорю – харизма!        

– Да причем тут харизма! Что я – единственный армянин в кино? Это учили нас правильно. Учитель мне великий достался – Армен Карапетович Гулакян. Настоящий профессор! В любую погоду – крахмальная рубашка, строгий костюм. Точен был до невозможности: всегда перед ним часы лежали – никакой раскачки нам не позволял. Мы репетировали как заведенные, с ног валились. Но если из студента все соки не выжать, актера из него не получится. А если выжать не получается – надо гнать из профессии. Сразу, чтобы не множить иллюзий. Не только ты должен любить театр, но и театр должен любить тебя.

– А кино?

– И кино. Только зачастую театр и кино разных актеров любят. Но в любом случае актерство – ремесло, построенное на взаимности. Это жесткая и жесткая профессия.

– Падающего – толкни? Так что ли, по-вашему?

– Да, если хотите! Ницше был прав. Когда мы смотрим Animal Planet, мы воспринимаем как должное, что лев загрызет антилопу. Естественный отбор штука жестокая, и существует не только в дикой природе. Если ты стоишь в жизни твердо, толкай – не толкай тебя, – не упадешь. Или упадешь, но поднимешься. Если чувствуешь, что падаешь, начнешь что-то делать, чтобы не разбиться. За свою жизнь надо отвечать.

– Упреков в банальности не боитесь?

– А почему я должен бояться банальности, если в ней заключена истина?

– Из Еревана в Москву вас пригласил Эфрос.

– Так странно распорядилась жизнь. Я уже был в Ереване известным артистом. А тут – Москва! Эфрос! Но оказался я в итоге не в своем театре и не в свое время. Мое пришло уже с Андреем Александровичем Гончаровым (руководителем Театра имени Маяковского. – «Труд»). И не спрашивайте меня, не хотелось ли мне оставить театр ради кино. Не хотелось. Театр – это и есть моя жизнь.

– Вы считаете себя человеком театра. Вам нынешний театр по нраву?

– Давайте не будем стричь его под одну гребенку. Нынешний театр – разный. Жестокий и наивный, любительский и самозабвенный, расчетливый и бесхитростный. Иногда он оборачивается неприкрытым уродством. И это уродство его создатели выдают за новые формы, те самые, что ищут уже сто с лишним лет. А важна не форма, а содержание! Театр – искусство дорогое, затратное и категорически не приемлющее количественных оценок творческого процесса. Нужность того или иного конкретного театра зрителю измеряется не количеством проданных билетов, а душевными переживаниями, которые вызывает в нем спектакль. Или не вызывает. Выходит он из зала с желанием жить, противостоять трудностям, да просто – с хорошим настроением, или чувствует себя униженным и оскорбленным. И не важно – 100 человек сидит в зале или тысяча. Все театры – разные, и публика у них – разная. И это не просто нормально, это – очень хорошо. Вот, собственно, основополагающий принцип русского театра – быть опорой человеку в жизни, а не приносящей прибыль конторой по оказанию «культурных услуг».

– Что дает возможность оставаться самим собой в эти, как вы сказали странные времена?

– Не отвечу. Не хочу. Это же я остаюсь собой. Мой рецепт вам не подойдет. И никому другому тоже!  Сами ищите. Я придумал себе эту жизнь сам. Я за нее держусь. В ней есть то, что трогать нельзя. Не люблю душевного стриптиза. И еще больше не люблю, когда на этом начинают спекулировать. Знаете, вламываясь в чужое счастье или горе, можно и свою жизнь непоправимо разрушить.

– А что вы в жизни цените превыше всего?

– Правду. В жизни – как и на сцене, самая страшная вещь – ложь. Она сбивает ориентиры, и ты перестаешь понимать, куда тебе идти. Смотрит человек, которому я доверяю, спектакль в моем театре, я прошу – скажи правду. Иду к врачу, которому я доверяю, за консультацией – прошу о том же. Как я эту правду переживу – это уже моя проблема. Да, спать не буду, есть не буду. День. Два. Неделю. Но, зная истину, я рано или поздно пойму, как мне поступить.

– Попав в трудное положение, мы нередко прибегаем к «восточной мудрости» - цитируем Хайяма или Навои, зачастую даже не подозревая об их авторстве. У вас есть любимое изречение? Такое, чтобы на все случаи жизни?

– Я вас разочарую – есть, но не восточное, а совсем наоборот. И оно совсем не спасительно-утешительное. Скорее наоборот, заставляющее задуматься о фатальности бытия: любой наш поступок – это выбор, за который потом непременно придется чем-то заплатить...

– Звучит, действительно, совсем не обнадеживающе…

– А вы хотели от меня безудержного юбилейного оптимизма? Да, я оптимист. Но – отнюдь не безудержный. Так вот, о мудрости на все случаи жизни:

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Или должно оказать сопротивленье?..

Я 60 лет занимаюсь театром, но не могу постичь магию человека по имени Шекспир. Как он угадал, что это ключевой вопрос для любого человека в любые времена? Мудрость в том и состоит, чтобы в каждом конкретном случае человек мог найти ответ на это вопрос. У меня это получается не всегда… Значит, можно продолжать жить и радоваться жизни!

– Как это?

– А так! Тому, кто постиг все премудрости жизни, в этом мире делать уже нечего. А мне пока есть чем заняться.  

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?