Фестиваль анимации «КРОК» подвел итоги
27 сентября в Санкт-Петербурге на Международном кинофестивале «КРОК» были вручены призы за лучшие авторские мультфильмы. В состязании принимали участие аниматоры со всего мира. Лидирующие позиции заняли мультфильмы российских мастеров.
В то время как полнометражные мультфильмы успешно завоевывают прокат, миниатюрные авторские работы аниматоров живут закрытой от массового зрителя, но яркой фестивальной жизнью. И только благодаря фестивалям они доходят до публики. Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» (в переводе с украинского – шаг) в этом году был вынужден изменить свой маршрут. Корабль с мультфильмами не поплыл по водам Украины - Черному морю и Днепру, а пошел по Москве реке, Волге, Онежскому озеру и Неве. В конкурсной программе – 175 разножанровых картин из 44 стран. Жюри присудило главный приз мультфильму «Брут» Светланы Филипповой, сделанному с помощью угля и кальки.
Это нельзя назвать случайностью. «Брут» был встречен в анимационном мире весьма благосклонно, успел поучаствовать в конкурсной программе самого известного анимационного «забега» в Аннеси (Франция), также вошел в тройку лидеров профессионального зрительского голосования на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале и получил престижный приз им. Александра Татарского «За высший пилотаж». В основе фильма – рассказ Людвика Ашкенази «Брут», только Светлана прочла эту историю по-своему, смягчив финал, сместив акценты.
В центре сюжета – овчарка по имени Брут и ее хозяйка Маленькая. Брут очень любит Маленькую и даже как-то по-отечески реагирует на все ее настроения. В оккупированном немцами городе выходит указ: всем лицам неарийского происхождения немедленно сдать животных в спецприемник. Маленькая навсегда прощается с Брутом. Последний кусочек колбаски, последняя ласка. Из приемника Брута забирает немецкий офицер с целью сделать из овчарки охранника для сопровождения евреев в лагеря смерти. Мультфильм заканчивается трагически, на тоскливой ноте, но при этом оставляет ощущение тепла и света. Холокост – тема сложная, болезненная, освещать ее надо деликатно, умеючи, с искренней интонацией, чтобы не свалиться в конъюнктуру. Светлана Филиппова справилась.
В остальных шести конкурсных категориях победу одержали «Купальня» Томека Дуки, «Самородки» Андреаса Хюкаде, «Волк Вася» Екатерины Соколовой, «Считая овец» Фрица Штандерта, «Поросенок. Няня» Натальи Березовой и «Буря в куртке» Поля Кабона. За лучший дебют статуэтку «КРОКа» получила картина «Юль и змея» француза Габриэля Арэля. Специальный приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» был вручен Константину Бронзиту за фильм «Мы не можем жить без космоса». Эта картина уже отмечена престижными наградами в Суздале (приз «Лучший режиссер»), в Аннеси (номинация «Лучший короткометражный фильм»), Загребе (Гран-при), первой анимационной премией «Икар» (в главной номинации — «Лучший фильм»). Зрители, участвующие в голосовании, отдали свой приз интригующему и азартному глиняному мультфильму «Сексуальная стирка» польского режиссера Изабеллы Плучиньски.