- У вас в роду много незаурядных личностей. Вы себя считаете наследницей кого-то из них?
- Во мне очень много от моего отца Алексея Коренева (режиссер телефильмов "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам". - "Труд"). Я на него похожа и внешне. Много, конечно, от мамы. Дедушку своего, журналиста газеты "Правда", расстрелянного в 30-е годы, я не знала. Но иногда гадаю, а вдруг я - это он, вдруг во мне именно он говорит. Вот бабушку, сидевшую по политической статье в сталинские времена, я знала и очень любила. Часто именно ее характер во мне проявляется.
- Что побудило вас написать книги о себе?
- Мне хотелось поразмышлять о жизни. У каждого человека она намного сложнее и парадоксальнее, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, нужно было опровергнуть приписываемые мне прессой домыслы, суть которых ограничивается предположениями о моем отъезде в Америку. И с Америкой связывают всего лишь один эпизод моей биографии - работу официанткой в русском ресторане "Самовар", и что-нибудь насчет Михалкова-Кончаловского.
- Когда вышли мемуары этого режиссера, многие описанные там женщины обиделись на автора. У вас такого чувства не возникло?
- Я не вижу ничего обидного в том, что Андрей Сергеевич рассказал обо мне. Не все мне понравилось, но я ничуть не удивилась. Он любит шокировать публику.
- Степень его откровенности для вас приемлема?
- Откровенность - обязательное условие любого творческого проявления. Ее отсутствие есть лицемерие. Но, думаю, Михалков-Кончаловский в своих книгах был настолько же откровенен, насколько и неоткровенен.
- После премьеры "Романса о влюбленных" вы, тогда еще 19-летняя студентка, проснулись знаменитой?
- Да, мне повезло рано. Потом каждый год у меня не было недостатка в предложениях и в кино, и в театре. Но в Америке я вдруг поняла, что не привыкла к поражениям. У меня отсутствовала своеобразная мышца, которая вырабатывается у людей, идущих к успеху долгой дорогой. Там я была никому не известной иностранкой, говорящей с акцентом. Посещая актерскую студию в Калифорнии, я испытывала чувства, свойственные начинающим.
- Зачем вам понадобилось еще учиться в актерской школе?
- В Америке актеры всю жизнь занимаются в студиях, что помогает поддерживать форму. И звезды там трудятся рядом с неизвестными. Это полезно всем. Звезды так изживают наработавшиеся штампы. Ведь чувства можно сымитировать. А в цене именно непосредственность существования, которую нужно ловить каждый раз заново.
- Американская организация труда и отдыха вас не шокировала?
- Там все это как-то равномерно распределено. Русские же много вкалывают, но шутят, что работать не любят и не умеют. Это не так. Но часто у нас так организован труд, что инициатива вызывает сильное сопротивление. А в Америке любят инициативу, поддерживают самородков. На этом фоне даже сама мысль о блате кажется средневековым пережитком.
Они очень ценят время и руководствуются принципом: свято место пусто не бывает. Если ты только покажешь, что тебе скучно, то в два счета окажешься на улице. А в России продавцы в магазинах до сих пор считают за особый шик выказать свое презрение к покупателю: в глаза не смотрят и, продавая, например торт, говорят, что не знают, из чего он сделан. В Америке такое возможно только в комедиях. В жизни там работник из кожи вон лезет, пытаясь доказать, что он незаменим. В противном случае он будет тут же заменен.
- И актеры не исключение?
- Конечно. В Америке репертуарные театры - большая редкость. Основная масса театральных постановок ищет актеров через объявления в специальных актерских газетах. То же и с фильмами, и с сериалами. Это демократично. В одном месте не попадешь, возьмут в другом. Подобная краткосрочность работы формирует соответствующую психологию: претендент все время чувствует себя в состоянии экзамена.
- Как актерская профессия соотносится с личной жизнью?
- У меня нет ощущения, что я недолюбила. Я уже много лет состою в гражданском браке с актером и драматургом Андреем Ташковым. Что мне мешает вступить в официальный брак? Я хочу сохранить в своей биографии один-единственный брак, который был у меня в юности. Не печать в паспорте определяет благополучие союза двоих и силу их чувств.
- Вы способны простить измену или предательство, которые, увы, нередки в мире кино?
- Ни один человек не может гарантировать своего идеального поведения. Если человек изменяет, значит ему это нужно. И пусть потом сам раскаивается в содеянном. Измены тяжело прощать, но порой это делать нужно.
- А сколько любовных романов может себе позволить женщина искусства?
- Много. Вопрос в том, а нужно ли ей это. Те, кто никак не могут остановиться, очевидно, безрезультатно ищут свою половинку. Надо отдавать должное человеческой природе. Душа человека умиротворена только когда он обретает счастье и гармонию.
- Как вы относитесь к участию актеров в рекламе?
- Зрители нас помнят и общаются с нами посредством созданных нами образов. И часто разочаровываются в нас, узнав как простых смертных на всяких ток-шоу с советами, как жить и что делать отчаявшимся домохозяйкам. С другой стороны, есть реалии жизни. И есть полезная и нужная реклама. На Западе известные актеры участвуют в бесплатных рекламных акциях в защиту малоимущих. Достигший славы человек должен как бы отплатить обществу за свою популярность. И это достойно уважения. К сожалению, я не наблюдаю подобной активности в нашей актерской среде.
РЕЗЮМЕ
Елена Коренева, Актриса
Родилась 3 октября 1953 года в Москве. Отец - кинорежиссер, автор фильмов "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам". Окончила театральное училище имени Щукина. Снималась в фильмах "Ярослава, королева Франции", "Сватовство гусара", "Комедия о Лисистрате" и других. В 1982-м вышла замуж за американца и уехала в США, в Виргинию. После развода вернулась в Россию в 1993-м. В последние годы активно играет в кино и театре.