Камнем преткновения на пути турецкой делегации стала беспрецедентно жесткая резолюцию Европарламента, ставящая ультимативные требования: официально признать Республику Кипр и факт геноцида армян. Готовность родины реформатора Ататюрка войти в "семью народов" оценивается еще и по шкале общечеловеческих ценностей, в числе которых немало, как это известно и россиянам, расплывчатых критериев "цивилизованности".
У Анкары поэтому есть все основания подозревать, что множащиеся на глазах предварительные условия ее принятия ЕС не более чем предлог отложить процесс в долгий ящик. У многих интеграторов - после провала референдумов по единой конституции во Франции и Голландии - появилось желание подождать момента, когда улягутся страсти вокруг явной неспособности союза справиться с приведением к единому знаменателю уровня жизни и политического мышления стран-старожилов и 10 новичков, влившихся в ЕС 1 мая 2004 года. Помимо разных лоббистских групп оказывают давление на руководящие органы ЕС и общественные круги, обеспокоенные размыванием традиционалистских основ западноевропейского общества - хотя Турция и светское государство, но население преимущественно исповедует ислам, к тому же есть и свои фундаменталисты-радикалы.
Не случайно в рамочное соглашение, предлагаемое в качестве первоосновы переговоров, хотят записать идею "привилегированного партнерства" и уйти от обсуждения полноценного членства Турции в ЕС. Если сторонники этой формулы возобладают, то это может быть приравнено к мягкой форме отказа, в том числе от собственных планов дальнейшего расширения Евросоюза на Восток. Тем временем, шеф турецкой дипломатии Абдулла Гюль не менее категорично заявил: "Мы не сядем в самолет, не видя окончательного текста рамочного соглашения. Если так будет продолжаться дальше, мы можем не поехать на встречу 3 октября".
Не исключено, что именно этого втайне и добиваются противники кооптирования в союз столь крупного игрока с 60-миллионным населением и конкурентоспособной экономикой.