О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ

Частный бизнес, до недавнего времени так буйно процветавший в метро, доживает последние дни. Столичные власти по требованию правоохранительных органов решили освободить с 1 октября станции подземки и прилегающую к ним территорию в радиусе 25 метров от многочисленных лотков и палаток.

Идея изгнать торговцев из метро возникла не вчера. Первую попытку предприняли четыре года назад после теракта в переходе под Пушкинской площадью. Тогда правительство Москвы определило перечень товаров, которыми можно торговать под землей. Под запретом оказалась легковоспламеняющаяся продукция.
После взрыва на "Автозаводской" в феврале 2004 года работа спасательных служб была затруднена из-за многочисленных торговых точек, окруживших плотным кольцом выход со станции. Результаты проверки городской межведомственной антитеррористической комиссии, проведенной летом, подтвердили, что контроль за соблюдением правил торговли в метрополитене практически не ведется. Многие лотки стоят на пути пассажирского потока. В итоге чиновники пришли к выводу, что продавцов с их палатками проще устранить, чем перевоспитать.
В постановлении, подписанном 21 сентября мэром Москвы Юрием Лужковым, сказано, что на сборы торговцам дается месяц (до 1 ноября), после чего из метро исчезнут общепитовские точки, игровые автоматы, частные распространители периодической печати. Любая продажа с рук будет наказываться штрафом в размере 1050 рублей.
Впрочем, многих торговцев попросили собрать вещи еще до выхода нового постановления в свет. По данным департамента потребительского рынка и услуг, из метро уже выведены 1830 лотков и 19 киосков, из 25-метровой зоны исчезли 812 из 854 передвижных магазинов и точек быстрого питания и 95 из 965 торговых павильонов. Префектурам поручено подобрать новые земельные участки взамен утраченных торговых точек. Власти не исключают, что предприниматели могут обратиться в суд, ведь у многих договоры аренды заключены на 15 лет.
Вчера на пресс-конференции руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков разъяснил позицию городских властей. По его словам, запрет будет действовать выборочно. Например, на работе подземных аптек, киосков по продаже театральных и проездных билетов и салонов мгновенного фото он не отразится. Останутся и стационарные торговые точки, расположенные в подземных переходах. А вот продажа прессы будет осуществляться только через специализированные киоски и автоматы, которые установят на каждой станции метрополитена. Но появятся они не завтра и даже не с нового года. Конкурс на размещение киосков и специализированных автоматов должен состояться до 1 февраля. А до тех пор купить газету можно будет только в киосках, которые по счастливой случайности не попали в "мертвую" зону.
Издатели и распространители печатной продукции не без оснований опасаются, что за эти несколько месяцев - от вступления документа в силу до момента, когда заработают автоматы, - Москва потеряет статус самого читающего города. "Административный способ решения данной проблемы наносит вред не только издателям и распространителям, но и нарушает привычный уклад жизни москвичей. Ведь люди в метро просто перестанут читать", - говорит заместитель исполнительного директора ЗАО "Издательство газеты "Труд" Лада Бадовская.
По прогнозам, некоторые газеты и журналы могут лишиться доброй половины своих московских тиражей. Без работы останутся несколько тысяч распространителей, преимущественно пенсионеров. Неясно пока, и как будет контролироваться безопасность газетных автоматов, учитывая хроническую нехватку сотрудников милиции в метрополитене. К тому же в автомат умещается максимум восемь наименований газет, журналам там вообще нет места.
Чтобы облегчить доступ прессы к читателю, на днях в столице было создано некоммерческое партнерство "Издательская инициатива", в которую вошли 11 крупных издательских домов. Его участники собираются представить свою инвестиционную программу и попросить московское правительство предоставить им право установить дополнительные киоски без конкурса. Как сообщил глава столичного комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Михаил Щербаченко, правительство Москвы готово пойти навстречу издателям.