НЕ УТОНУТЬ БЫ В СПОРАХ

В октябре в Москве соберутся эксперты из России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана, чтобы в очередной раз обсудить вопрос статуса Каспия. Эта встреча предваряет 2-й саммит прибрежных государств, намеченный на январь 2005 года.

Скептики заранее предрекают провал очередного этапа переговоров по "каспийской проблеме", - слишком далекими кажутся позиции сторон по ключевым вопросам. И все же за 10 лет оппонентам удалось достичь некоторого взаимопонимания. Прибрежные государства пришли к "общему знаменателю" по определению статуса Каспия и некоторым другим позициям, но по ряду аспектов споры продолжаются. Шагом вперед можно считать некоторое взаимопонимание в вопросе разграничения моря. Россия практически определилась со своей долей на водном пространстве. Кроме того, достигла согласия с Казахстаном по совместному использованию пограничных шельфовых месторождений.
Между тем, по мнению специалистов, предстоящий саммит будет действительно нелегким. Слишком тесно переплетены здесь интересы политики и бизнеса. Слишком важен для ведущих держав мира Прикаспийский регион как в геополитическом, так и в экономическом плане. Особенно когда дело касается углеводородных запасов уникального моря-озера.
Нефти и газа на Каспии много. Недаром этот регион специалисты рассматривают как альтернативу Ираку и Персидскому заливу. По разным оценкам, запасы нефти здесь - от 15 до 30 миллиардов тонн, газа - 8 - 14 триллионов кубометров. Хотя более точные цифры назвать пока не решается никто, поскольку до 1995 года геологоразведка на шельфе (особенно в северной его части) практически не велась. Российские геологи приступили к его изучению не так давно. Пока сейсмическая разведка проведена на 60 тысячах квадратных километрах российской территории, открыты пять крупных месторождений. Лицензии на два углеводородных участка имеет "ЛУКОЙЛ". С 2008 года планируется добывать нефть на участке "Северный", а в 2009 году приступить к добыче газа с Хвалынской структуры. Причем объемы производства будут расти быстро: с трех миллиардов кубометров в 2009 году до 14 млрд. куб. в 2011 и 25 миллиардов кубов к 2025 году. Товарный газ будет подаваться в газотранспортную систему Газпрома, а нестабильный конденсат - на Астраханский газоперерабатывающий комплекс, где уже запланировано строительство третьей производственной очереди.
Как пояснил заместитель генерального директора "Астраханьгазпрома" Владимир Гераськин, благодаря уникальности каспийских месторождений для транспортировки топлива не нужно строить компрессорные станции. Природное давление пластов таково, что его хватает на доставку газа к потребителям за сотни километров.
Углеводородным сырьем и продуктами переработки будут снабжаться прежде всего южные регионы России. Освоение Северного Каспия не только позволит поднять экономику, но и будет способствовать созданию новых рабочих мест в регионах, решению социальных вопросов.
Транспортировка углеводородного сырья - один из ключевых вопросов для Каспия. Магистраль Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) берет начало с месторождений Казахстана и приходит на Черноморское побережье, к нефтеналивным терминалам Новороссийска. Пропускная способность этой трубы высока, но она пока загружена слабо и потому нерентабельна.
С подачи США идет активное "продавливание" проекта Баку - Тбилиси - Джейхан. Это еще одно доказательство того, что нередко в каспийском вопросе политика преобладает над экономикой, экологией, да и над здравым смыслом. В большинстве случаев для зарубежных компаний наиболее выгодной остается транспортировка углеводородов транзитом через Россию, но они готовы использовать менее эффективные пути. К их разряду можно отнести и газотранспортный маршрут Баку - Тбилиси - Арзрум, который направлен в обход России на турецкий рынок, а оттуда в Грецию. Для загрузки этого трубопровода потребуется 50 миллиардов кубометров газа в год. Откуда их взять? Азербайджан столько дать не в состоянии. Есть более экономичное и эффективное решение проблемы - использовать российско-турецкую магистраль "Голубой поток", куда может поступать и газ Азербайджана.
По мнению экологов, число транспортных направлений в этом регионе должно быть минимальным. Связано это с тем, что Каспий является уникальным природным образованием с неповторимой экосистемой. Поэтому разработка месторождений, а также транспортировка сырья должны вестись экологически чистыми способами. И. о. губернатора Астраханской области Александр Жилкин полагает, что в ближайшее время необходимо организовать международный мониторинг, а также основать фонд по оперативной ликвидации аварий на Каспии, который бы существовал на финансовые отчисления компаний, работающих в этом регионе.
Кроме прочего, надо ускорить создание экологически чистого танкерного флота для перевозки нефти и сжиженного газа. Причем принципы сооружения судов должны быть едиными для всех государств и компаний, представленных на территории Каспия.