Не ставя под сомнение политику приватизации как таковую, судьи обратили внимание на недопустимость нарушения при этом действующего законодательства. Хозяйствующие в госсекторе Индии компании можно условно разделить на три группы. Образованные в соответствии с законом о компаниях от 1956 года. Созданные по решению парламента. И национализированные по закону. При этом если вопрос с приватизацией предприятий первой группы целиком и полностью находится в компетенции администрации, то изменения в статусе компаний двух других категорий могут быть внесены лишь на основании нового решения парламента по каждому конкретному делу или путем необходимых изменений и дополнений в законодательстве.
Принятый парламентом в 1974 году закон о национализации нефтяных компаний ХПК и БПК не предоставляет правительству права своим решением приватизировать их, на что и было обращено внимание Верховным судом. Основанием же для разбирательства явились петиции двух общественных организаций, Ассоциации служащих нефтяного сектора и Центра защиты гражданских интересов, поставивших под сомнение самостийные действия правительства по приватизации двух приносящих солидные доходы в бюджет компаний - без одобрения со стороны парламента.
Решение Верховного суда встретило неоднозначную реакцию, в том числе в самом правительстве. Оппозиционные партии и различные профсоюзы Индии поддержали решение Верховного суда, выступив с предложениями о пересмотре практики приватизации. Особое внимание, по заявлению их представителей, должно быть уделено компаниям, имеющим стратегическое значение для обеспечения экономического развития и национальной безопасности страны, к числу которых относятся предприятия по переработке нефти и нефтепродуктов. За сохранение их под контролем государства выступает крупнейшая оппозиционная партия Индийский национальный конгресс (И).
Так или иначе, по словам Генерального директора Конфедерации индийских промышленников Таруна Даса, "решение приведет к отсрочке в процессе приватизации", которая "имеет весьма важное значение для осуществления реформ и экономического роста" страны.
На покрытие бюджетных расходов до конца финансового года правительству, по некоторым оценкам, необходимо порядка 12 млрд. рупий. Совершенно очевидно, что сокращение поступлений от приватизации может негативно отразиться на финансировании ряда его программ. Ощутимый удар решение Верховного суда нанесло и по приватизации в банковском секторе экономики страны, поскольку все основные банки - Стейт бэнк оф Индиа, Пенджабский национальный банк, Синдикат банк, Бэнк оф Борода - были в свое время национализированы на основании соответствующих парламентских актов.
В то время как в деловых кругах Индии решение Верховного суда рассматривается как "техническое препятствие временного характера", политические наблюдатели говорят о том, что на практике оно может означать "конец дороги приватизации". По крайней мере до очередных парламентских выборов, которые должны состояться в 2004 году. В преддверии выборов, полагают многие из них, ни центр, ни одно из правительств штатов не решится на приватизацию госсобственности, поскольку политически это может быть представлено противниками как порочная практика сродни "распродаже семейного серебра".