Ранее по пути отказа от американской валюты пошел Китай, договорившийся о бездолларовых расчетах с Японией, Россией, Казахстаном, Ираном, Индией, Чили и Бразилией
Российский президент Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона, предполагающего отказ от использования американского доллара в пределах СНГ.
Основу для реформы финансовой системы должно заложить «Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников Содружества Независимых Государств». Согласно этому документу, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан должны будут допустить банки-резиденты союзных республик на свои внутренние валютные рынки. Предполагается, что это позволит сформировать единый валютный рынок и позволит отказаться во внутренних расчетах от использования евро и долларов.
Прямые расчеты в национальных валютах, по мнению экономистов, создадут предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют, а заодно и позволят руководству республик проводить согласованную финансово-валютную политику. В экономическом плане отказ от долларов и переход к расчетам в нацвалютах ускорит интеграцию в рамках СНГ и увеличит макроэкономическую стабильность региона.
Обозреватели отмечают, что идея отказа от расчетов в долларах и евро является одним из главных направлений внешнеэкономической политики Владимира Путина. Так, в марте этого года на встрече лидеров Белоруссии, Казахстана и России в Астане, глава РФ поторапливал коллег по поводу создания валютного союза. Тогда же известный экономист и бывший биржевой маклер Макс Кайзер заявил, что беспрецедентное укрепление американской валюты в течение последнего года является ничем иным, как «предсмертными хрипами доллара».
«Когда все это закончится, Китай, Россия, Иран и другие страны будут торговать, не используя американскую валюту. Таким образом, мы будем жить в мире, где доллар больше не будет главенствовать в качестве мировой резервной валюты. Это будет многополярный валютный мир», – заявил британский экономист в беседе с китайскими журналистами.
Особую роль в российской валютной стратегии играет Китай. Первые расчеты между странами в обход американской валюты и банков начались еще в 2012 году. В 2014-м Москва и Пекин заключили вряд важных соглашений о валютных свопах – взаимном обмене крупными партиями валюты. Процесс ускорился на фоне санкций Запада против России. По мнению ряда экспертов, Пекин помог Москве защититься от экономической атаки, чтобы не потерять стратегического союзника, обеспечивающего бесперебойные поставки сырья и мир в геополитическом тылу Поднебесной.
Союзнический характер валютного сотрудничества между РФ и КНР странами стал очевиден в декабре минувшего года, когда Китай согласился провести обмен 150 миллиардов юаней на рубли по курсу в 5,67 рублей за юань, тогда как рыночный курс на тот момент составлял 10 рублей за юань.
Обозреватели отмечают, что на отказ от доллара Пекин пошел не только в отношениях с Россией. Еще в декабре 2011 года Китай заключил аналогичное соглашение с Японией: пострадавшая от землетрясения и ядерной катастрофы Страна восходящего солнца с радостью ухватилась за возможность торговать с континентальным соседом, не оглядываясь на запасы долларов в своем ЦБ.
Также соглашения о двусторонней торговле в обход американской валюты были заключены Китаем с Бразилией, Чили, Индией и Ираном. Часть этих стран также заключили аналогичные соглашения между собой. В частности, Иран и Индия договорились расплачиваться рупиями, а Индия и Япония решили использовать в расчетах между собой национальные валюты.
Кроме того, Народный банк Китая в разное время подписал соглашения о валютных свопах с Гонконгом, Малайзией, Белоруссией, Индонезией и Аргентиной. Продавать свое сырье и продукцию за юани согласился и Казахстан, обменявший 150 миллиардов тенге на 7 миллиардов юаней. Всего же к настоящему времени китайские власти заключили 20 своп-соглашений на 4 триллиона юаней.
В этих условиях формирование рублевой валютной зоны выглядит как закономерный шаг со стороны России, вызванный как санкциями Запада, так и объективными процессами в мировой экономике. В настоящее время порядка 50% платежей между странами членами ЕАЭС производятся в долларах и евро.