Игроки закупаются по рекордным ценам. Все это выглядит не прихотью миллиардера и не абсурдом, а нормальным стартом политической карьеры: просто изменились приоритеты у народа. Раньше путь в политику пролегал через правозащитную деятельность, бизнес или советские вертикальные лифты вроде комсомола; теперь он лежит через зрелища разной степени демократичности. Одно время такой стартовой площадкой был телевизор — в частности, юмор (печальная судьба губернатора Евдокимова, так и не сумевшего поднять Алтайский край, у всех на памяти). Сейчас источником новых политических кадров стал спорт: Алина Кабаева и Светлана Хоркина пришли в Госдуму из художественной и спортивной гимнастики; в Дагестане нет лучшего способа завоевать всенародную любовь, кроме как сделать местным мужчинам подарок в виде звездного футбольного клуба.
Штука еще вот в чем: современный российский человек, где бы он ни проживал, остро нуждается в поводах для самоуважения. Ни идеология, ни наука, ни промышленность не предоставляют такого повода — остается спорт, вокруг которого, собственно, и вращается сегодня вся российская политика. Не забудем, что именно спорт стал пружиной главного российского политического скандала последнего месяца — дела Расула Мирзаева: сначала спортсмен ударил студента, который от этого удара погиб, а потом фанаты объявили Москву территорией войны под лозунгом «Отступать некуда». И это объяснимо: ни политики, ни науки, ни искусства не осталось — теперь поводы для разборок у нас самые пещерные: спортивное фанатство и национальный вопрос.
У Керимова — человека богатого и влиятельного — в полунищем коррумпированном Дагестане не так уж много шансов привлечь общие симпатии. А поскольку основной электорат — мужчины от 20 до 50, завоевать любовь в республике Керимов может прежде всего при помощи футбола, сколь это ни парадоксально. Горцы и вообще любят гордиться собой, заслуженно или нет, — что поделаешь, характер такой; эта кичливость бывает даже обаятельна, особенно когда они сами над ней подтрунивают. Гордиться им сегодня особо нечем: с работой плохо, начальство начисто забыло меру в воровстве, — и главной темой в республике становится футбольный клуб «Анжи».
И если следующим (после Путина, конечно!) президентом России будет руководитель