Яков Турбовской: «Детям неинтересны учебники»

Яков Турбовской рассказал «Труду» о последних преобразованиях российского среднего образования

Сегодня новый учебный год начался для 13 миллионов школьников. О последних преобразованиях российского среднего образования «Труду» рассказал профессор Российской академии образования, доктор педагогических наук Яков Турбовской.

— Яков Семенович, как вы оцениваете введение с этого учебного года в ряде регионов страны новых единых образовательных стандартов второго поколения?

— Новые стандарты продиктованы новым временем. Важно, чтобы уже в начальных классах ребенок начал изучать иностранный язык и осваивать компьютер, что и отражено в стандартах. Другой вопрос, что в России аттестаты о среднем образовании выдают различные учреждения — общеобразовательные школы, лицеи, гимназии. Поэтому я считаю, что стандартизировать объем знаний, получаемый в разных учебных заведениях, неразумно. Кроме того, российские школы пока не готовы к таким нововведениям — как в плане кадров, так и в плане материальной базы.

— В прошлом году в российских школах начался эксперимент по введению новой дисциплины — истории религий. Действительно ли в стране назрела необходимость преподавать в средних учебных заведениях этот предмет?

— Я вел колонку в журнале и обсуждал с читателями появление такого предмета в школе. Когда же я заглянул в интернет и увидел, как представители всех конфессий клянут друг друга на чем свет стоит, то понял, что не детям, а взрослым необходимо пройти курс истории религий и светской этики. Когда мы поймем, что светское государство — это не страна атеистов, а страна, в которой каждая вера имеет право на существование, можно будет обучать этому и собственных детей.

— Как вы считаете, почему современные школьники не проявляют большого интереса к учебе? В чем причина и как исправить ситуацию?

— Детям просто неинтересно открывать эти скучные талмуды — школьные учебники. Они создаются не для учеников, а для учителей. Их должны разрабатывать не просто профессора в определенной области знаний, а в соавторстве с детскими писателями и художниками. Учебник, похожий на яркий, динамичный клип, затягивает — его хочется не только пролистать, но и изучить.