ПЕРВЫЙ РАЗ В ТРЕТИЙ КЛАСС

С каждым годом в России растет число детей, не посещающих школу, которые получают начальное образование дома. Если в стране в прошлом году дома обучались около 5% учеников начальных классов, то в этом году, по оценкам специалистов, эта цифра может увеличиться в два раза.

Первоклассник Миша Бойко не пойдет в этом году в школу. Его мама Эмилия считает, что там ему нечего делать.
- Я домохозяйка и самостоятельно занимаюсь воспитанием и образованием своего ребенка. Он вырос в домашних условиях и не привык к большому количеству людей, - поясняет женщина "Труду".
В сентябре в дом семьи Бойко придет репетитор. Он будет регулярно заниматься с мальчиком, учить его считать, читать, писать. За год они пройдут программу первого класса, и семилетний малыш пойдет сразу во второй. А может быть, и в третий класс: если семейный совет и школьное тестирование признает домашнее обучение эффективным, то Миша продолжит учебу с репетиторами.
- Конечно, я понимаю, что это не очень правильно. Но он у нас домашний ребенок, ему нужно время и специалист, который подготовит его морально к школе, к детям, к обществу.
Когда родители решат, что сын готов, они пойдут в ближайшую школу и напишут заявление о приеме. Миша сдаст экзамены, чтобы подтвердить, что его знаний достаточно, чтобы быть записанным в нужный класс. Тесты - обязательное условие, если нет документа, подтверждающего базовое образование.
Домашнее образование набирает популярность. Родители первоклассников отказываются от услуг школы, отдавая предпочтение частным преподавателям и урокам на дому. Например, в Москве в прошлом году такую форму обучения предпочли около 5% учеников начальных классов. В этом году ожидается, что ее популярность вырастет в два раза.
Причины того, что заботливые родители отказываются от школы, разные. Немаловажный фактор - материальное благополучие семьи, ведь репетиторство недешевое удовольствие. Но все же большинство родителей считают, что школа напрасно тратит время первоклашек.
- Например, в школе букварь учат несколько месяцев, а дома можно выучить тот же самый объем за месяц-два. Плюс ко всему, если в классе ребенок что-то не понял, он может постесняться перед всеми сказать об этом. А в домашней обстановке ему будет легче, - пояснила Эмилия Бойко.
Однако специалисты в области образования не всегда на стороне занятий на дому. Школа - это не только уроки, это прежде всего опыт общения. Дети понимают, что все люди разные, видят хорошие и плохие примеры и учатся их распознавать на практике.
- Домашний ребенок может испытывать определенные трудности в контакте с другими детьми и посторонними взрослыми. И когда он придет в класс, то рискует превратиться из маленького гения в изгоя, - предупреждает социальный психолог Алексей Фатеев.
Наталия Радинская уверена, что домашние занятия и школа должны дополнять друг друга.
- Конечно, школа не имеет возможности дать детям полное образование, - соглашается исполнительный директор Московского центра интенсивных технологий образования Наталия Радинская. - И тут на помощь приходит домашнее обучение. Репетиторы и школа должны дополнять друг друга, их нельзя противопоставлять.
Российская система образования предусматривает такую возможность. Мамы и папы могут оформить экстернат или семейную форму обучения. При экстернате учащийся может получать знания дома, а сдавать экзамены и писать контрольные в школе. При семейной форме обучения между родителями и школой заключается договор, в котором оговаривается и то, что школа имеет право потребовать присутствия ученика на каком-нибудь практическом или лабораторном занятии. В обоих случаях школа выдает ребенку учебники и учебный план.
По мнению Фатеева, домашнее обучение имеет смысл, если родители планируют потом отдать ребенка в спецшколу и ему не хватает знаний, полученных в обычной школе. Либо если ребенок обнаруживает таланты к определенным наукам или искусствам и семья решит развивать его в этом направлении.