КИРА ПРОШУТИНСКАЯ: ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ТВ

Кира Прошутинская - одна из самых известных и уважаемых персон нашего ТВ, которому она отдала уже более 30 лет жизни. Она была одним из авторов программ "От всей души", "А ну-ка девушки", "Мир и молодежь", "Взгляд", "12-й этаж". В 1988 году вместе со своим мужем - режиссером и продюсером Анатолием Малкиным основали телекомпанию Авторское телевидение (АТВ), которая и по сей день остается одним из самых заметных производителей на российском медийном рынке. Кира Прошутинская - главный редактор АТВ, лауреат многочисленных премий, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Академии российского телевидения. В настоящее время она ведет программу "Народ хочет знать" (ТВЦ).

- Кира Александровна, как вы пришли в тележурналистику?
- Я окончила школу с золотой медалью. Но так как в те времена на журфак без двух лет трудового стажа не принимали, пошла на вечернее отделение. Работала освобожденным секретарем комитета комсомольской организации школы (была тогда такая должность). А через полтора года перешла на дневное отделение в телевизионную группу. Студенткой я была тихой, не очень заметной, одно время даже считала себя профнепригодной и хотела уйти. Но все же поехала на практику в Томск. И там произошел прорыв. Я делала все: и новости, и хронику, и репортажи, и даже большие передачи. Моя практика оказалась очень удачной, и со второго курса меня взяли вести передачу "Клуб искателей".
- Вот уже третий сезон выходит программа "Народ хочет знать", которую вы ведете вместе с поэтом Андреем Дементьевым. Для телевидения это срок немалый, и уже можно говорить о каких-то итогах.
- У нас есть ощущение, что программу мы делаем не зря, что она приносит реальную пользу. Об этом мы можем судить по большому количеству откликов - многочисленным письмам, звонкам, SMS-сообщениям. Я думаю, что наш рейтинг заключается не только в количестве, но и в качестве зрителей. Ведь это, главным образом, достаточно серьезные и образованные люди, которые считают, что в нашей программе с ними говорят честно, а это самое главное.
Название "Народ хочет знать" появилось не случайно. Сегодня это обычная практика, когда известные люди отвечают на звонки читателей газет, слушателей радио, пользователей Интернета. Вот мы и подумали, а почему бы не превратить это общение из заочного в очное. Однажды кто-то из наших сотрудников, уже не помню, по какому поводу, произнес: "Ну, народ же хочет знать?" Эта реплика и стала смыслом и названием передачи.
- Получается, эта программа возникла благодаря чьей-то случайной фразе. Как вообще появляются новые программы?
- Иногда самым неожиданным образом. Например, идея программы "Уроки русского. Чтения" появилась в кабинете Михаила Ульянова за чашкой чая. Однажды мы с Малкиным были в Театре Вахтангова, и после спектакля Михаил Александрович пригласил нас к себе в кабинет. Пили чай, беседовали, и Ульянов заговорил о том, как было бы хорошо вот так спокойно, в кругу друзей говорить о проблемах, важных сегодня для человеческой души. Как было бы хорошо читать вслух любимую книгу, иногда останавливаться и вспоминать свою жизнь, а потом опять читать и опять вспоминать... Мы слушали его, а потом предложили: "А если мы придумаем такую программу, придете? Будете читать и вспоминать?" Так и возникли "Уроки русского. Чтения".
Ну а самая памятная мне история связана с программой "Мужчина и женщина", выходившей на телеканале "Россия". Она мне приснилась. Как-то во сне я увидела большой экран с таким масштабным мужчиной и рядом небольшую фигурку женщины, о чем-то с ним говорящую. Проснувшись, я поняла, что из этого может получиться что-то стоящее.
- Известно, что отношения и нравы в телевизионном сообществе от совершенства далеки. И появлению в эфире любой новой программы может помешать очень многое, в том числе и элементарное воровство. Вам случалось с этим сталкиваться?
- Грустно об этом говорить. Придуманная тобой программа, действительно, может появиться под другим именем, и ты уже ничего не докажешь, поскольку основа регистрируемой сценарной заявки - все-таки название. Помните, например, как вслед за нашим "Времечком" появилась почти точная его копия "Сегоднячко"? "Пилотные" выпуски новых программ просматриваются на каналах, иногда по какой-то причине не принимаются, а через два-три месяца выходит передача-близнец, но с другим названием и другим ведущим. Примеров множество.
Скажем, мы придумали проект - некий римейк программы "Это вы можете", выходившей в конце 80-х. Разработали концепцию под названием "Мы это сделали", мне кажется, на принципиально новом уровне, где ноу-хау не только демонстрируются, но и воплощаются в жизнь при участии зрителей. Связались с огромным количеством изобретателей. В программе должна была быть показана масса уникальных вещей. Все это мы собирали в течение двух лет. Отдали сценарий на один из ведущих каналов, там поначалу очень заинтересовались им, потом замолчали. А некоторое время спустя наш редактор, продолжая подготовку проекта, позвонил в организацию, связанную с изобретателями, и там ему говорят: передача, подобная нашей, уже сделана. И называют тот самый канал. Это было очень неприятно. Между "позаимствовано" и "украдено" - тонкая грань.
- Аббревиатура АТВ первоначально расшифровывалась как альтернативное телевидение и только потом превратилась в "авторское". Так чему же вы себя с самого начала противопоставляли?
- АТВ - это первая независимая телевизионная компания, и изначально она была некой альтернативой государственному, устоявшемуся телевидению. История АТВ вкратце такова: когда-то в передаче "Мир и молодежь" у нас прошел сюжет о молодежно-жилищных кооперативах, которыми занимался архитектор Юрий Макаров. В чем-то мы ему помогли, и через некоторое время он предложил нам при его кооперативе открыть частную телестудию. Первые программы делались совместно с Молодежной редакцией ЦТ, но денег давали немного, поэтому Малкину пришлось придумать схему, сочетавшую коммерцию и творчество, чтобы мы смогли нашим авторам дать максимальную возможность творчества, освободить их фантазию от диктата жесткой экономии, правившего тогда на нашем телевидении.
- Правда ли, что в свое время ради Анатолия Малкина, который был тогда режиссером с пустыми карманами, без постоянного места работы, вы покинули мужа-дипломата, ушли из благополучной и обеспеченной жизни?
- Правда. Из своей прежней благополучной жизни я ушла в никуда. У Толи в то время не было ни постоянной работы, ни денег, но было самое главное - талант и уверенность в себе. Он мне тогда сказал: "Ты должна мне верить. У нас все будет хорошо, и ты станешь очень обеспеченным человеком". Через несколько лет так и получилось.
- Расскажите, как начинался ваш роман.
- Это было в 1982 году. Я работала телекомментатором в молодежной редакции. Анатолия взяли к нам внештатным режиссером в новую передачу "Мир и молодежь". Он только приехал из Мурманска, где проработал на телевидении четырнадцать лет. У него была репутация человека способного, но с плохим характером. Мне его практически навязали, сотрудничать с ним совершенно не хотелось. Но мое мнение быстро изменилось. Толя вкалывал с утра до ночи, сам не отвлекался и мне не давал. Для меня настоящий мужчина - это прежде всего человек дела. Я еще не знала, что выйдет из нашей совместной работы, но понимала, что он фанатично предан делу. Настолько фанатично, что не мог не добиться чего-то серьезного. Над передачей работала большая группа людей, но Толя оттеснил всех и стал лидером.
Постепенно по "Останкино" поползли слухи, что есть такой очень интересный режиссер - Малкин. Владимир Яковлевич Ворошилов попросился посмотреть, как Толя монтирует. Эта ночь была самой запоминающейся за всю мою длинную жизнь на телевидении. В конце работы монтажеры поднялись и молча стали аплодировать (такого я больше никогда не видела). А Ворошилов только произнес: "Мне здесь нечего делать! Я не понимаю, как ему это удалось". Когда мы с Малкиным остались вдвоем, он сказал: "Эту передачу я сделал для вас".
- Вы столько лет уже вместе. Не потеряли ли отношения между вами первоначальную свежесть?
- Мы вместе почти 20 лет, и то, что ни у него, ни у меня нет лучшего собеседника, то, что у нас не возникает желания освободиться друг от друга хотя бы на три недели отпуска, наверное, говорит о многом. Малкин не перестает меня удивлять. Он по сути своей является очень неожиданным, спонтанным и непредсказуемым человеком. Вообще-то, мужчина должен покорять и изумлять женщину не только в начале их отношений. Что Анатолий и делает, и за это я ему благодарна.
- Многие убеждены, что работу и личные отношения лучше не смешивать. У вас же все, что называется, в одном флаконе - семья, служба, любовь. Это не мешает?
- Не скажу, что нам так уж просто работается друг с другом. В первые годы я нередко со слезами и криком выбегала из монтажной. Да и сейчас бывает так, что в течение одного дня мы по нескольку раз с ним спорим. Но, с другой стороны, мы бы не понимали друг друга так хорошо, если бы не занимались общим делом. Как иначе можно объяснить мужу или жене, почему ты не успел что-то сделать, что-то приготовить, что у тебя ночной монтаж? Не зря, наверное, у нас на АТВ работает двенадцать супружеских пар...
Кстати, кабинет Малкина у нас называют "кабинетом психологической нагрузки". Мой - "психологической разгрузки". У него свои дела, у меня - свои.
- А в вашем доме кто кого "грузит"? Какая у вас атмосфера?
- Очень теплая, дружеская, творческая. Дом для нас - это прежде всего место отдыха. Ведь большую часть суток - с десяти утра и до позднего вечера - мы обычно проводим на работе. Гости в нашей городской квартире бывают редко, чаще все приезжают к нам на дачу. Там более подходящие условия для того, чтобы собирать большие компании. А дома для нас самое главное - это уют и тишина.
- Насколько вы домашний человек?
- Я хорошая хозяйка, неплохо готовлю. Но на АТВ у нас хороший ресторанчик, где мы обедаем и ужинаем. А в выходные я с удовольствием готовлю сама. Толя очень привередлив, да и я его избаловала. Я не считаю, что мужчина, тем более такой, как Малкин, должен ходить по магазинам, мыть посуду. Ну, разве если сам очень захочет.