ЕСТЬ ДОСТУП

Сегодня открывается Венецианский кинофестиваль - один из престижнейших киносмотров планеты. В отличие от Канна, где мы давно не добивались больших успехов, в Венеции русское кино знают, любят и, главное, по достоинству оценивают.

Здесь в разное время с триумфом показывались фильмы Г. Данелия, А. Тарковского, С. Соловьева, Н. Михалкова, а в последние годы в Венеции случился форменный "русский бум". Сначала Андрей Кончаловский получил "Гран-при" (второй по значению приз жюри) за "Дом дураков", а в прошлом году Андрей Звягинцев наделал переполоха своим "Возвращением", завоевав сразу двух "Золотых львов".
Нынче в конкурсе опять есть российская картина. Это "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной. Ее имя не очень-то на слуху у широкой публики, тем не менее 8 лет назад Светлана уже побеждала со своей дебютной картиной "Сломанный свет" на фестивале в Локарно. "Удаленный доступ" - ее вторая картина. Сюжет, проблематика фильма держатся в тайне - таково якобы условие Венецианского фестиваля. Но вряд ли у Проскуриной есть серьезные шансы на призы - в третий раз бомба в одну воронку точно не падает. Тем более что сражаться ей придется с такими корифеями мирового кино, как француз Франсуа Озон, немец Вим Вендерс, американец Тод Солондз, израильтянин Амос Гитай...
Другая наша соотечественница - Кира Муратова - в призовых гонках решила не участвовать. Ее картину "Настройщик" покажут 6 сентября вне конкурса. Таково было условие прославленной гранд-дамы отечественного кино. Ее новый фильм снят в привычной для "поздней" Муратовой гротескно-абсурдистской стилистике, правда, с вкраплениями неожиданного лиризма. Поклонники картины настаивают на том, что это новый взлет в творчестве Муратовой, скептики видят в "Настройщике" самоповторы и безутешно тоскуют по ее ранним лентам. Тем не менее участие картины в программе Венецианского биеннале - уже определенный "знак качества", свидетельство того, что у нашего кино по-прежнему есть доступ к сердцам фестивальных отборщиков.