- Наша ассоциация, - начал он, - объединяет, консолидирует крупные миротворческие организации стран СНГ и, что характерно, Балтии. Тесные связи мы поддерживаем с коллегами в десятках государств - много лет сотрудничаем с ООН и ее институтами, другими международными структурами. Диапазон задач, которыми мы занимаемся, широк - от пересмотра режима международных санкций и положения беженцев до разъяснения политики России и стран СНГ и проблем беспризорных детей. Скажем, относительно недавно мы провели две важные конференции по беженцам на территории бывшего СССР и международным санкциям. Оказывается, ни одна из республик, составлявших СССР, не подписала Женевскую конвенцию по беженцам и поэтому не получает помощи от международных организаций, в том числе от Красного Креста. Все они пытаются решить эту драматическую проблему (а ведь речь о судьбе миллионов человек) самостоятельно, опираясь на свои зачастую весьма скромные ресурсы. Фактически нет юридической базы для взаимодействия с аппаратом Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В мире давно действуют международные нормы и структуры, специализирующиеся на этих вопросах, мы же к комплексному их решению не готовы. Нет у нас и методики определения ущерба, компенсации потерянного людьми, которые вынужденно покинули родные места, отсутствует соответствующее законодательство. И само собой - катастрофически не хватает средств.
Естественно, государству сейчас не по плечу все это, поэтому особенно важно привлекать общественные, международные организации. Мы стараемся знакомить общественность с имеющимися возможностями и опытом, подготавливать и предлагать в порядке законодательной инициативы соответствующие законопроекты. В силу возможностей ассоциации, ее юридических членов добиваемся тут определенных результатов.
Другой важный вопрос - международные санкции. Вообще весь механизм ООН по принятию санкций выглядит как некий юридический парадокс. Судите сами. Вопрос о введении в качестве наказания санкций против какого-либо государства решает Совет Безопасности, причем при обязательном согласии его пяти постоянных членов и на строго фиксированный срок. Затем в эту страну посылаются эксперты, которые проверяют, возымели ли санкции действие и устранены ли причины, их вызвавшие. Они готовят доклад, и СБ возвращается к обсуждению этого вопроса. Но оказывается, что для их отмены тоже нужен консенсус. То есть, скажем, все постоянные члены СБ будут голосовать за отмену санкций, а США по каким-то причинам наложат вето, и они останутся в силе на неопределенный срок. Это - явная несправедливость. Кроме того, очевидно, что механизм санкций направлен не столько против провинившихся лидеров страны, сколько против ее населения.
Возьмем пример Ирака. За 10 лет блокады из-за международных санкций и развала системы здравоохранения там умерло около 1 миллиона 200 тысяч человек, ежемесячно погибают в среднем 6 тысяч детей. Есть и другая сторона санкций. В свое время господин Козырев послушно проголосовал за их введение по инициативе США против Ливии, не подумав о последствиях этого шага как для населения этой страны, так и для тысяч российских специалистов, работавших там. Все они вынуждены были срочно покинуть Ливию и превратиться на родине в безработных. Государство ничего им не компенсировало, хотя то, что они серьезно пострадали от введения эмбарго, очевидно. Тогда ни перед ООН, ни перед США мы этого вопроса не ставили. А зря.
В результате санкций против Ирака и Ливии серьезно пострадали экономические интересы России. Понесенный ею ущерб исчисляется многими миллиардами долларов. Но мы в свое время никаких претензий так и не выдвинули, уповая, видимо, на финансовую помощь Запада.
Еще один факт. Мы выступаем против торговли оружием во всемирном масштабе, но решать этот вопрос надо глобально. Отказ же в одностороннем порядке от традиционных партнеров - покупателей российской военной техники означал уход с освоенных рынков в пользу конкурентов, что нанесло колоссальный удар по российскому ВПК. Чего здесь больше - непонимания, глупости, преобладания личного интереса над государственным или даже злого умысла, - не мне судить. Каждое государство лоббирует интересы своих компаний, в том числе производящих вооружение. Возьмите любое американское посольство. Для него задача номер 1 - защита экономических интересов своих корпораций. Да и немцы за вывод наших войск с территории бывшей ГДР строили у нас дома, но на таких условиях, что выделенные деньги возвращались к ним же в страну. К сожалению, у нас дела обстоят зачастую как раз наоборот.
Международные связи нашей ассоциации постоянно расширяются, и в своей работе нам приходится констатировать, что до недавнего прошлого наши консульские учреждения за рубежом по существу самоустранились от отслеживания судеб российских граждан. А ведь возникает немало проблем, в частности, по такому вопросу, как усыновление и удочерение детей из России за рубежом. В печати не раз появлялись гневные статьи против "торговли нашими детьми" и приводились отдельные случаи, этот тезис подтверждающие. Однако как же обстоит дело на самом деле? У нас сейчас, по разным оценкам, от 600 тысяч до 2 миллионов беспризорных детей. Государство просто не в состоянии взять на себя заботу о них. 80 процентам из них уготована прямехонькая дорога в преступный мир. Так зачем же ставить препоны для приема этих детей в приличные семьи, скажем, в Европе - Бельгии, Голландии, Франции, ФРГ? Там отношение к семьям с приемными детьми весьма серьезное. Контроль за такими семьями гораздо строже, чем у нас. Чтобы получить разрешение на усыновление, необходимо решить массу вопросов с местными властями, представить уйму медицинско-психиатрических и финансово-имущественных документов. Кроме того, регулярно их навещают строгие инспекторы. Но вот беда - наше законодательство не позволяет этого делать. Разрешение распространяется только на инвалидов и умственно отсталых детей. Выходит, пусть из беспризорных детей, лишенных шанса стать нормальными людьми, вырастают бандиты и проститутки? Приведу вам пример. В Бельгии существует организация, которая охотно приглашает наших детей из интернатов на две недели в Новый год и на месяц летом. Это движение выросло из католической школы по инициативе группы бельгийских женщин, назвавшей себя русским словом "Семья". Первую поездку оплачиваем мы. Детей размещают в семьях, где уже есть свои дети, но они рады принять наших. Их окружают поистине родительской заботой. Вы бы посмотрели на детей, когда они возвращаются: здоровые, ухоженные, обласканные, у них и глазенки горят каким-то новым блеском. Потом бельгийские семьи сами приглашают детей, с которыми у них установился тесный контакт, и оплачивают им дорогу. Уже несколько детей переехали в Бельгию на постоянной основе. После оформления соответствующих процедур это разрешают Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Армения, но не Россия.
Наши "квасные" патриоты категорически против такой практики. Только позиция их ничем, кроме громкой фразы, не подкреплена, и никакой альтернативы они предложить не могут. Мы выступаем с инициативой законодательного оформления такой практики с последующим контролем за судьбой каждого приемного ребенка со стороны представителей нашей консульской службы. Я думаю, что при умном и добром подходе к обездоленным детям, нашедшим новую, благополучную во всех отношениях семью за рубежом, они в большинстве сохранят связь со своей Родиной и, став взрослыми, потянутся к ней...
Из самых последних наших акций хочу упомянуть проведение очередной, седьмой по счету шахматной Олимпиады для детей-чернобыльцев, а также с Южного Урала и из Семипалатинска. Поверьте, они заслуживают праздники, которые мы им устраиваем.
...Телефоны на столе у Анатолия Карпова звучат все настойчивее, и секретарь уже несколько раз деликатно напоминает, что в приемной ждут люди, назначенные на прием. Прощаясь, я от имени редакции желаю Анатолию Евгеньевичу новых успехов в его благородной работе. Он же говорит, что залог успеха в его работе - опора на широкую общественность, и, перефразируя известное выражение, замечает: "Мир - это слишком серьезное дело, чтобы доверять его одним профессионалам".