В стране спортивный бум. Только-только закончилась Универсиада в Казани, как в Москве начинается чемпионат мира по легкой атлетике
А там и Сочи не за горами. И, что греха таить, значимость всем этим событиям придает телевидение. Кто замечал бы даже самые важные спортивные события, если бы не телетрансляции? Но, как говорится, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Телевидение не только выводит спорт на бешеный уровень популярности, но и диктует ему свои правила.
Первым спортивным событием, показанным на телеэкране, были Олимпийские игры 1936 года в Берлине. Да-да, те самые, про которые любимица фюрера Лени Рифеншталь сняла выдающийся фильм "Олимпия". Но сигнал тогда был слабенький и дальше берлинских предместий не принимался.
Непременным атрибутом телевидения спортивные трансляции стали после во йны. Правда, тогда еще не умели снимать на несколько камер одновременно. Поэтому показывали в основном бокс и борьбу. Ринг-то помещался в объективе статичной камеры. А вот футбол и прочие командные виды спорта появились на экране значительно позже.
В 1950-60-е спортивные трансляции росли как грибы. Телеканалы стали отдавать им лучшее эфирное время. И тут финансовые воротилы от спорта сообразили, что телевидение - прекрасный источник доходов. Что оно способно принести барыши, несравнимые с выручкой от продажи билетов. И начали продавать телевизионщикам права на трансляцию.
Без преувеличения можно сказать, что спортивные трансляции изменили болельщиков. Стало необязательно ходить на стадион. Возникла новая культура смотрения телевизора - групповая. Фанаты собираются компаниями у экрана: процесс коллективного "боления" создает иллюзию присутствия на трибуне. Повсюду стали открываться спорт-бары. Телевизионщики постоянно придумывают разные штучки: таблички, анимацию, выводящие трансляции на новый уровень доступности. И главное, спорт превратился в массовое явление. Количество болельщиков, одновременно смотрящих матч, начало исчисляться десятками и даже сотнями миллионов. Новости спорта стали одной из самых обсуждаемых тем.
Также без преувеличения можно сказать, что спортивные трансляции изменили спорт. Именно телевидение привело к строительству крытых стадионов. А как иначе? Нельзя же бесконечно ломать программную сетку из-за капризов погоды. Именно телевидение вынудило изменить некоторые спортивные правила. Ради зрелищности, конечно. И вот примеры.
Лет десять назад знания большинства зрителей о биатлоне ограничивались двумя словами: катаются, стреляют. И неудивительно. Насколько может быть популярным вид спорта, если его вообще не показывают по телевидению?! Сегодня же биатлон по популярности уступает разве что футболу. А среди зимних видов спорта идет ноздря в ноздрю с хоккеем.
Кардинальные перемены произошли десять лет назад, когда функционеры из Международного союза биатлонистов (IBU) осознали: так дальше жить нельзя. И после горячих дискуссий пришли к выводу: единственный способ вытащить биатлон из болота - сделать его привлекательным для телевидения.
Этапы Кубка мира стали проводиться в одних и тех же местах и в одно и то же время. То есть телевизионщикам дали возможность заранее планировать свой спортивный эфир. В местах постоянного проведения соревнований создали прекрасную инфраструктуру не только для спортсменов и болельщиков, но и для мастеров ТВ, теперь хорошо знающих, где надо ставить камеры для получения наиболее эффектной картинки. Время проведения состязаний перенесли на вторую половину дня, предшествующую прайм-тайму. И зрителей у экрана уже достаточно, и не надо вступать в безнадежную конкурентную борьбу с сериальной линейкой или каким-нибудь фирменным шоу.
Слегка смещены были акценты в составе состязаний. Раньше к таким их видам, как масс-старт, гонка преследования, смешанная эстафета специалисты относились скептически. Суета, да и только. Но на помощь пришла компьютерная графика. Яркие таблички, появляющиеся на экране, дают полную и легко воспринимаемую информацию об участниках гонки, их положении в турнирной таблице, промахах, дополнительных патронах, штрафных кругах и прочем.
При трансляции начали использовать всякие зрелищные приемчики. Например, гильза, вылетающая в замедленном плане из затвора, как в каком-нибудь голливудском боевике.
В результате всех осуществленных метаморфоз количество болельщиков выросло почти втрое. И теперь наиболее зрелищные этапы не стесняются поставить в свой эфир ведущие федеральные каналы. А как же иначе, если рекламодатели стали охотно давать свои ролики в трансляции биатлона.
Как мы уже сказали, через несколько дней начнется чемпионат мира по легкой атлетике. И зрители с удовольствием будут его смотреть, хотя "королева спорта" и не так популярна, как тот же футбол. А ведь еще несколько лет назад аудитория у легкоатлетических соревнований была мизерной. Что же изменилось?
А изменилось то, что телевидение вынудило Международную легкоатлетическую федерацию (IAAF) изменить график чемпионата. Раньше он делился на длинную-длинную скучную часть и короткую яркую. В первой были бесконечные квалификации и состязания в не слишком популярных видах. А стометровку и основные финалы оставляли на сладкое. Теперь по-другому. Квалификации остаются за кадром, а самые острые составляющие распределяют равномерно по всему календарю.
Вот еще несколько примеров того, как спорт подстраивался под телевизионную аудиторию. Ради зрителей придумали лыжный спринт. Длительные однообразные гонки мало кто выдерживает.
А футбольный мяч? Свою классическую черно-белую раскраску он обрел в начале 1970-х. Для того, чтобы быть заметней на экране черно-белого приемника. Ради удобства телезрителей стали писать имена игроков на футболках. Раньше были только номера, и болельщики не могли в течение матча запомнить, кто есть кто в незнакомой команде.
В 1972 году теннисный мяч сменил белый цвет на желтый. Почему? Потому что наступила эра цветного телевидения, и желтый мяч оказался на экране заметней. Ради зрительского удобства придумали и тай-брейк - укороченный вариант обычного гейма. Это чтобы при равном счете 6:6 теннисисты не слишком долго утомляли зрителей своими разборками и не выходили за рамки трансляций.
Под телезрителя подстраивают время начала состязаний. Так, например, старты в велогонках перенесли с утра на середину дня. Чтобы финиш был аккурат в вечерний прайм-тайм.
А вот и еще один пример. Глобальный, можно сказать. Помните, как наши телевизионные болельщики пожаловались Путину, что из-за отказа от переноса времени у нас разница с Европой стала такой большой, что матчи чемпионата Европы начинали показывать глубокой ночью? Путин задумался…
Что уж говорить об Олимпийских играх с их умопомрачительными церемониями открытия и закрытия, которые в основном ради телезрителей и делаются! Между прочим, именно продажа прав на трансляцию позволяет окупить грандиозные затраты на Игры.
Илья Петров, социолог.
В последнее время значительно выросло количество женщин, регулярно смотрящих спортивные трансляции. Интересно, что многие из них воспринимают состязания как сериал. Они находят среди спортсменов несправедливо обиженных (засуженных, травмированных). Находят злодеев (нарушителей правил). И затем за итогами состязаний следят, как за финалом серии, где зло должно быть наказано, а добро непременно победит. Если этого не происходит, с нетерпением ждут следующей серии. Женщины всегда внимательно выслушивают рассказы о жизни спортсменов за пределами стадионов. Для них не безразлично, кто из звезд женат, у кого что случилось в семье. Зрительницы очень внимательно следят за эмоциями игроков. Они для них так же важны, как спортивный результат. Но есть и еще одна особенность, характерная для телевизионных болельщиков обоего пола. Во время трансляций они выпивают и съедают больше, чем во время любой другой телевизионной программы. Напряжение, азарт побуждают к этому.