Непотерянное поколение

Для выставки из коллекции музея извлечены две сотни экспонатов, порой совершенно неизвестных публике

Масштабная экспозиция в Госмузее современного искусства заполнила до отказа классицистический особняк на Гоголевском бульваре. Выставка «ХХ век: избранное» по-новому расставила акценты в арт-наследии прошлого столетия. А ведь не так давно здесь располагалась штаб-квартира Союза художников СССР — именно отсюда «комиссары от искусства» запрещали неподцензурное творчество.

Теперь свободное искусство — предмет национальной гордости и объект исследований. Из богатой коллекции музея современного искусства, отчасти томящейся в запасниках, извлечены две сотни экспонатов, порой совершенно неизвестных публике. Госмузей на Гоголевском тесно связан с ММСИ — детищем Зураба Церетели. Великолепная подборка на выставке подтверждает, что за недолгие 15 лет ММСИ вырвался в лидеры, а его собрание сулит немало сюрпризов.

Удивительна скорость, с какой сформировалась эта крупная и весьма достойная коллекция, позволяющая в новом свете оценить многострадальное отечественное искусство прошлого столетия. Не секрет, что в России долго мечтали о музее современного искусства, строили планы, казавшиеся неосуществимыми. Свою лепту в воплощение мечты внесли и Третьяковская галерея, и Русский музей, но построить институцию, посвященную только одному веку, удалось президенту Российской академии художеств. Кстати, в фонды ММСИ Зураб Церетели передал и свою коллекцию, а на рубеже веков процесс создания музейного собрания пошел очень активно. Картины, графика, скульптура закупались у авторов и наследников, поступали в качестве даров, ММСИ участвовал даже в аукционах, что редкость для наших музеев. Так, на аукционе «Сотбис» при распродаже коллекции Федора Шаляпина был приобретен холст Наталии Гончаровой «Купающиеся мальчики» — одна из жемчужин выставки. За рубежом закупались работы других художников-эмигрантов — Михаила Ларионова, Александры Экстер, Бориса Анисфельда, Андрея Ланского, Сергея Полякова, Бориса Григорьева. Сейчас их наследие в экспозиции — рядом с произведениями «бубновых валетов», и мастеров «потерянного поколения» — забытых выпускников Вхутемаса, и нонконформистов, ныне живущих и покойных, от Анатолия Зверева до Оскара Рабина и Ильи Кабакова. Многое приобрел ММСИ на распродаже арт-коллекции Инкомбанка в 1998-м: например, картины Олега Целкова и Леонида Пурыгина, художников очень несхожих, но прежде одинаково «запретных». В Грузии и у частных коллекционеров куплены поразительные панно великого самоучки Нико Пиросмани — его обширный зал в центре выставки стал связующим звеном между классическим авангардом, «наивным» искусством и творчеством сегодняшних мастеров.