Золоченая жила

Эксперты отвечают на вопрос о секрете популярности Стаса Михайлова

Самым успешным деятелем российского шоу-бизнеса «Форбс» назвал певца Стаса Михайлова (свыше 21 млн долларов заработка в год). Неожиданности тут нет — уже несколько лет исполнитель шансона находится в верхних строках денежного рейтинга. А вот повод для недоумения есть бесспорный: «Труду» не удалось найти ни одного положительного отзыва о творчестве Михайлова ни от серьезных критиков, ни от коллег-артистов. Наоборот, в обилии эпитеты типа «пошлость», «плохая музыка», «мерзкий голос». Зависть? Но завидуют всем, почему же именно Михайлов пользуется столь дружным неприятием профессионалов и столь горячей любовью масс?

Владимир Дашкевич, композитор

— Заметьте, лидером стал не Лепс — тоже исполнитель шансона, но притом профессиональный музыкант, а недоучка, две недели проучившийся в музыкальной школе и бросивший Тамбовский институт искусств, зато имеющий богатый опыт юркого бизнеса, от видеопроката до выпечки пирожков. Сейчас усилиями государства профессиональная музыкальная культура заблокирована, до широкой публики она не доходит. А известно, что бывает, когда с поля удаляют культурные растения, — появляются сорняки. Михайлов, на мой взгляд, — маргинал, притом отличающийся от маргиналов типа Шнурова отсутствием творческого таланта. И он точно адресуется к социальному слою, который, с одной стороны, так же маргинален, как он, с другой стороны — огромен. Это тот средний слой, который из-за социальных тормозов российского общества никогда не станет средним классом. Михайлов подает им сигнал: ребята, я свой, я так же мало одарен, как вы, у меня нет никакого голоса, и песенки я сочиняю никакие — это все ваше, родное, чем вы живете. Радуйтесь тому, что вы видите во мне себя и платите за это деньги...

Интересно, что он обходится без помощи телеканалов. Хотя, казалось бы, без ТВ-раскрутки у нас мышь не проскочит. Просто любить Стаса Михайлова у нас для определенной публики стало тем же, чем для хипстеров являются протестные митинги. Аудитория Михайлова на митинги не пойдет, но ее протест против официоза, каким в ее глазах являются стареющие звезды вроде Пугачевой или Киркорова, выражается в том, что у себя на садовом участке или по дороге к нему в потертой «Ладе» она слушает Михайлова.

Конечно, совсем отказать Михайлову в таланте нельзя, но этот талант скорее социальный и коммуникативный. Вы заметили, какие у него названия песен и дисков? «Свеча», «Все для тебя», «Нежданная любовь», «Только ты», «Я открою свое сердце»... Потрясающе оригинально, правда? Такие вещи можно строгать десятками и сотнями. Неважно, если завтра их забудут — появятся новые.

Евгений Сафронов, главный редактор информагентства InterMedia

— Выживать в нашем обществе становится все сложнее, и на первую позицию — как своего рода компенсация — выходят простые жанры, нехитрые слова и примитивный аккомпанемент, то есть рэп и шансон. Почему именно Стас Михайлов, а не, допустим, Елена Ваенга? Похоже, следует говорить об очень грамотной раскрутке, хорошо продуманном имидже (в котором, например, акцентируется многодетность певца, его приверженность традиционным семейным ценностям). Успех не стихийный, а вполне рукотворный. Не надо забывать: большинство российской аудитории составляют женщины старше 40 лет, часто с не слишком хорошо устроенной судьбой. Завоевать эту часть публики — значит найти золотую жилу.