ПРОФЕССИЯ: РЕЖИССЕР

Минувший понедельник навсегда останется черным днем в истории мирового экрана. Утром на шведском острове Фаре ушел из жизни великий режиссер Ингмар Бергман (мы рассказали об этом скорбном событии во вчерашнем номере газеты), а вечером в своем родном итальянском городке Феррара скончался другой гигант мирового экрана - Микеланджело Антониони. Со смертью этих мастеров ушла в прошлое целая эпоха в истории кино. Оно уже никогда не будет таким, как с ними, при них...

Антониони, как и Бергман, дебютировал в кино в 40-е годы прошлого века. Прошел путь от журналиста, кинокритика, сценариста фильмов Роберта Росселини, Федерико Феллини, Лукино Висконти - до автора собственных уникальных фильмов, которые не спутаешь ни с чьими другими. Каждая его лента - будь то "Хроника одной любви", "Крик", "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня", "Блоу-ап", "Профессия: репортер" - становилась событием мировой культурной жизни, неизменно вызывали яростные споры, десятки взаимоисключающих трактовок.
Названный критиками "поэтом отчуждения и некоммуникабельности", Антониони был еще и мастером подтекста, он умел говорить в своих фильмах не в лоб, а языком символов, визуальных метафор. Наряду с Бергманом, Бунюэлем, Хичкоком Антониони был создателем современного кинематографического языка, на фильмах которого выросло не одно поколение кинематографистов. О его влиянии на свое творчество не раз говорили Владимир Наумов, Владимир Мотыль, Алексей Герман, Никита Михалков, Вадим Абдрашитов, а наш венецианский лауреат Андрей Звягинцев и вовсе считает, что все мировое киноискусство делится на два периода: до фильма Антониони "Приключение", кстати, освистанного в свое время на Каннском кинофестивале, и - после него.
Фильмы Антониони 60 - 70-х годов и впрямь стали рубежными как для судеб мирового кино, так и для самого мастера. Это был пик его признания, когда он снимал фильмы со своей любимой женщиной и музой Моникой Витти, когда он по-новому открыл для мирового экрана Марчелло Мастроянни, Алена Делона, Джека Николсона... Но судьба даровала ему долгую жизнь, на которую пришлись не только слава, но и трудности с поиском денег для своих проектов (одно время он даже собирался ставить сказку на одной закавказской студии в СССР), и полузабвение, и немилосердная болезнь, свалившаяся на него в 1985 году.
После тяжелого инсульта у мастера оказалась парализована правая честь тела, он утратил дар речи. К счастью, рядом с ним оказалась актриса Энрике Фико, которая вышла за него замуж, стала ему медсестрой, сиделкой, помощницей. Она понимала его по одному взгляду, по движению ресниц. Благодаря ей мастер снова вернулся на съемочную площадку и создал еще два отчаянно молодых фильма - "За облаками" и "Эрос", доказав, что дух и мысль сильнее бренного тела...