- Сейчас подходим...
Капитан прогулочного катера Вилсон Смит торопится: надо попасть из порта в городке Гирван к месту, где в 1920 году во время шторма сел на камни и затонул "Варяг". Путь не близкий. Наша скорость примерно 23 узла. Такую же, кстати, мог развить и быстроходный крейсер. Дождь, ветер, крепкие жесткие волны бросают наше суденышко из стороны в сторону. В такую непогоду особенно легко представить, что и как происходило здесь 85 лет назад...
- Здесь ваш корабль. У меня эта точка, видите, на карте крестиком отмечена. Крейсер "Варяг", а по-нашему "Викинг", находится на глубине 5 - 6 метров. Нет-нет, вы его не увидите...
До холмистого зеленого берега, усеянного черными камнями и скалами, какие-то 400 - 500 метров. Вдоль моря проложено шоссе, по которому катят одна за другой машины, а чуть правее - беленькие домики Ленделфута. Мы всматриваемся в серое, взбунтовавшееся месиво воды, но внизу и в самом деле ничего не видно. Вряд ли бы что заметили и в хорошую погоду. Искореженное временем и морем тело корабля обросло водорослями. И лишь по колыханию подводных растений можно, как уверяют местные жители, увидеть тень котлов, паровых машин "Варяга", остатки его броневой палубы...
Да, здесь, прямо под нами, на дне Ирландского моря, тот самый "Варяг", принявший 27 января 1904 года вместе с канонерской лодкой "Кореец" в корейской бухте Чемульпо неравный, отчаянный бой с превосходящими силами японского флота. Помните знаменитую песню: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", пощады никто не желает"?..
- Доказано, что здесь окончательно затонул исторический крейсер, - уверяет меня историк, писатель Виктор Катаев, который посвятил свою жизнь изучению судьбы героического крейсера. В составе представительной российской делегации он прилетел в Шотландию на открытие памятного знака.
- ...После того как по приказу капитана крейсера Всеволода Руднева открыли кингстоны, - рассказывает Виктор Иванович, - "Варяг", опрокинувшись на левый борт, погрузился в воды бухты Чемульпо. Во время отлива он выступал метров на пять, обнажались надстройки, шлюпки, орудия. Уже на следующий день японцы стали обследовать корабль, пытаясь поднять. Срубили трубы, мачты, сняли орудия, вентиляторы, выгрузили боезапас, уголь. Заделали пробоины. С помощью помп подмыли грунт под днищем, выкачали воду, и "Варяг" встал на ровный киль. Подвели деревянные ящики-кессоны, и 8 августа 1905 года крейсер был поднят. Своим ходом он дошел до судоремонтного завода в Йокосуке. А через два года под новым именем "Сойя" был зачислен в японский флот как учебное судно.
В 1916 году Россия, нуждаясь в кораблях для Северной флотилии, выкупила крейсер у ставших к тому времени союзниками японцев. Корабль прибыл во Владивосток, где на нем был вновь поднят Андреевский флаг. Крейсер получил прежнее название. А вскоре пошел на север, где и стал флагманским кораблем Морских сил обороны Кольского залива под командованием Иоакима фон Дена. В боях не участвовал. Для срочного капитального ремонта машин и котлов был отправлен в Англию, в доки Ливерпуля. Ситуация в России к тому времени резко изменилась. Англичане к ремонту так и не приступили - Временное правительство денег для этого не выделило. "Варяг" оказался никому не нужным: его законсервировали, поставили в отстой, экипаж расформировали...
- В 1919 году, - продолжает рассказ В. Катаев, - крейсер продали на металлолом Германии. Кто именно принял такое решение, точно не известно. Может быть, англичане, которые захватили судно. Но, скорее всего, морской агент в Англии, контр-адмирал Н. Волков.
"Варяг", который тащили на буксире, сел на мель. Он словно не хотел и на этот раз сдаваться, идти на переплавку. Мы, историки, думали, что его разобрали. Но оказалось, это не так. В 2003 году российская экспедиция прибыла в Шотландию, где и узнала продолжение трагической истории крейсера. Местные жители рассказали, что русский корабль сел на камни во время шторма в 1920 году напротив Ленделфута. Из воды в течение нескольких лет выступал его остов. Потом верхнюю часть разобрали, частично взорвали, останки "Варяга" скрылись под водой...
Крейсер словно повторял историю самой России - бурную, непредсказуемую.
Останки корабля удалось обнаружить и установить. Водолазы, например, нашли котлы системы Никлосса. Именно такие были установлены на "Варяге" на верфи в Филадельфии. Обнаружили стальные с большим содержанием никеля плиты от фирмы "Карнеги-стил" - из них, как свидетельствуют архивные документы, была склепана броневая палуба крейсера. Когда счищали ржавчину, пластины начинали блестеть как новые. А главное нашли латунную табличку. С одной стороны маркировка американского завода в Буффало, поставлявшего для "Варяга" насосы, а с другой - выбитые японские иероглифы. Известно, что во время ремонта крейсера в Йокосуке все таблички были перевернуты и "переписаны". Никаких сомнений уже больше не оставалось.
- Можно ли сейчас поднять "Варяг"?
- Я думаю, - считает приехавший на церемонию контр-адмирал Михаил Кузнецов, бывший командир дивизии атомных подводных лодок Северного флота, - не стоит тревожить его могилу. К тому же от крейсера осталась только подводная его часть, все, что ниже ватерлинии. Сами понимаете, в каком состоянии сейчас останки.
... Что было после завершения той трехлетней давности экспедиции известно. Родилась понятная и естественная идея увековечить память "Варяга" в Шотландии. Вроде уже точка была поставлена в его трагической судьбе, оказалось - многоточие. Создали оргкомитет во главе с полномочным представителем президента РФ в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко. Его заместителем и одновременно спонсором акции стал генеральный директор известной инвестиционной компании "Метрополь" Михаил Слипенчук. Заказали памятный знак, выбрали вместе с местными властями место для мемориала. И вот пришло время для его открытия... Все очень торжественно и празднично. "Варяг" этого заслужил.
На берегу гордо реет Андреевский флаг, играет оркестр ВМФ России. Пришли представители министерства обороны Великобритании, местных властей, жители ближайших населенных пунктов. Весь берег усыпан гостями - словно демонстрация началась. Новость о том, что приехали "русские к своему кораблю", кажется, облетела все южное шотландское графство. Разговоры общие, понятные русским и шотландцам, переводить не надо: "Варяг", "Варяг", "Варяг"... И часто добавляют: "Наш "Варяг".
...Муж и жена Билл и Алексия Принс рассказывают:
- Мы всегда знали, что здесь утонул ваш корабль. Но какой именно - нет. Можем сказать, что останки судна не разбросаны, а находятся в одном месте. Так аквалангисты рассказывают. Они здесь часто ныряют. Никого из очевидцев события уже не осталось. Но есть фотография...
И показывают мне давнюю местную газету с уникальным снимком. На нем "Варяг", когда он только что сел на мель. Крейсер уже совсем не похож на тот, что мы знаем. Нет труб, боевых надстроек, орудий. Таким он шел в свой последний путь.
- Возьмите газету на память...
О таком подарке я и не мечтал.
Освятить мемориал по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приехал настоятель столичного Данилова монастыря архимандрит Алексей. А в море к тому месту, где затонул "Варяг", подошел тральщик военно-морских сил Великобритании. На борту в парадной форме выстроилась вся команда. А через несколько минут с тральщика спустили венок на воду... В память о великом подвиге русских моряков.
Когда торжественная церемония подходила к концу, произошло совсем незапланированное событие. Четыре дамы из Ленделфута - Маргарет Барр, Элизабет Хислоп, Энн Грив и Анни Маршал сообщили, что возьмут шефство над памятным знаком и будут за ним ухаживать.
- Он так нам понравился... Будем мыть, стирать пыль, начищать металлические буквы...
Когда автобусы с российской делегацией проезжали через Ленделфут, возле дороги заранее выстроились местные ребятишки. Они стояли в подаренных им бескозырках с надписью "Варяг" и отдавали нам на прощание честь...
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Заказ на изготовление "Варяга" российское правительство передало американской фирме Крампа в Филадельфии. Обошелся крейсер в 4,5 миллиона рублей, или примерно в 2 миллиона долларов. 19 октября 1899 года белоснежный четырехтрубный бронепалубный красавец был спущен на воду, а в 1901 году прибыл в Порт-Артур, где через два года был перекрашен в боевой оливковый цвет.