"ОРЛЕНОК" РАСПРАВИЛ КРЫЛЬЯ

Будет задействовано около 10 тысяч солдат и офицеров, 60 кораблей и судов, около 30 самолетов и вертолетов, а также подразделения Железнодорожных войск, Федеральной пограничной службы, ФСБ, МВД, МЧС. Учения продлятся 15 дней. Называются они вполне буднично - сбор-поход Каспийской флотилии. Такие сбор-походы на каждом флоте проводятся ежегодно, но ничего подобного Каспий не видел даже в благополучные для него советские времена.

Главным станет отработка действий войск и сил по борьбе с терроризмом, ликвидация и предотвращение экологических катастроф, отработка задач по оказанию помощи судам и кораблям, терпящим бедствие. Но выглядеть все это будет весьма грозно. 32 боевых корабля флотилии в северной части моря выполнят ряд ракетных и артиллерийских стрельб. Ключевым этапом станет высадка на берег подразделений 77-й бригады морской пехоты, развернутой после начала первой чеченской кампании в Каспийске из давно базировавшегося там батальона "черных беретов". За учениями будет наблюдать министр обороны России Сергей Иванов с борта только что построенного на Зеленодольском судостроительном заводе флагманского сторожевого корабля Каспийской флотилии "Татарстан". Он - единственный во флотилии оснащен двумя пусковыми установками новейшего противокорабельного ударного ракетного комплекса "Уран-Э" и зенитно-ракетного комплекса "Пальма". На борту "Татарстана" есть площадка для противолодочного вертолета.
Однако вовсе не этому современному и мощному кораблю предстоит быть в центре внимания наблюдателей из всех прикаспийских государств, приглашенных на сбор-поход. Еще более интересным представляется участие в высадке десанта срочно реанимированного десантного экраноплана "Орленок". Эта машина не имеет аналогов в мире, способна стартовать с волны высотой до 2 метров, затем со скоростью 400-500 километров в час лететь над самой водой. Она может доставить к месту высадки за 1500 километров 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка ПТ-76. Ни сетевые, ни минные противодесантные заграждения препятствием для "Орленка" не являются.
Ни одна страна в мире пока не способна построить подобную чудо-машину, сочетающую качества самолета и боевого корабля. Даже американцы проворонили момент, когда в 60-е годы Советский Союз вплотную приступил к их созданию. Первый корабль-макет длиною более 100 метров, размахом крыльев более 40 метров и взлетным весом в 540 тонн у нас был построен еще в 1963 году. В конце 60-х его сфотографировали американские разведывательные спутники. На Западе загадочный для всех разведок мира прообраз "Орленка" получил название "Монстр Каспийского моря". К сожалению, в 1980 году на испытаниях корабль-макет получил повреждения и затонул.
Но с 1972 года начались летные испытания первого "Орленка". К началу 90-х годов, когда программу пришлось свернуть из-за отсутствия средств, таких десантных экранопланов было построено пять. Их свели в 11-ю отдельную авиагруппу и разместили в Каспийске, рядом с казармами морских пехотинцев.
Параллельно в нашей стране строились и экранопланы в ударном противокорабельном варианте. Эти ракетоносцы получили название "Лунь" и оснащались 6 пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет "Москит", эффективной защиты от которых ни один флот мира не создал до сих пор.
В начале 90-х годов озабоченность огромным отставанием своей страны в области экранопланостроения выразил конгресс Соединенных Штатов. Американцы приняли решение преодолеть опасный разрыв с помощью... наших же конструкторов и ученых. В конструкторское бюро и на каспийскую базу, где хранились недавно сверхсекретные "Орленки", из-за океана прибыла делегация во главе с полковником ВВС США Фрэнсисом и Бертом Рупаном, конструктором самолета нетрадиционной аэродинамической формы "Вояджер". Пересмотрели и перефотографировали все до последней заклепки. Визит обошелся казне Соединенных Штатов всего в 200 тысяч долларов, однако, по оценкам тамошних специалистов, позволил сэкономить миллиарды и сократить отставание на 5-6 лет.
Теперь, судя по всему, мы, наконец, осознали, какое богатейшее научно-техническое наследство получили от прежней страны. И "Орленок" снова получил "добро" на взлет.