РАКИ МОЛЧАТ, А ДОЗИМЕТРЫ ПИЩАТ

Коммерсантов, которые везли в столицу центнер отменных раков, задержала милиция. Раков наловили

Коммерсантов, которые везли в столицу центнер отменных раков, задержала милиция. Раков наловили в одном из озер Гордеевского района Брянской области - там, где чернобыльская радиация легла плотнее, чем на других землях. Раки, которыми вознамерились попотчевать москвичей, излучали из своих багровых телец тринадцать тысяч беккерелей, тогда как даже завышенная по сравнению с дочернобыльской норма - шестьсот. Собственно, милиция не считает своей обязанностью проверять каждую машину дозиметром, но коль скоро поступил сигнал, "товар" направили в радиологическую лабораторию. Здесь подтвердили, что употребление отловленных пресноводных опасно для здоровья и торговать ими нельзя. Запрет - единственная мера, которую сегодня могут применить радиологи. Как ни удивительно, наша страна, больше других зараженная радионуклидами на Урале и в чернобыльской зоне, подняла многие заградительные кордоны, должные стоять перед теми, кто торгует опасными продуктами. Арестованные раки - это исключение. Сколько их уже съедено, никто не скажет.
Между тем несколько лет после Чернобыля на всех брянских рынках работали радиологические лаборатории. Бабушки несли сюда свои ведра с черникой, клубникой или грибами, и им выдавали особое свидетельство: дары леса не заражены или, точнее, заражены "в меру", поскольку совершенно чистых ягод и грибов уже не осталось. Однако лет пять назад с ведер исчезли ярлычки безопасности. Из каких мест привезли грибы и сколько в них радиации, покупатели не ведают и уже не спрашивают о том. И в то же время ветеринары несколько раз пресекали попытки торговать в Брянске телятиной из Красногорского района, граничащего с Белоруссией. Причем продавцы утверждали, что привезли мясо из чистой зоны. Исследователи выяснили, что как раз телятина чаще всего бывает заражена радиацией. Если в молоке коровы содержится около одного процента от того, что она съела вместе с травой, то в мясе молодняка задерживается четверть всего поглощенного цезия. Сущий реактор - лоси, кабаны и другая дикая живность, за которой едут охотиться гости из столицы и других городов. При норме 160 беккерелей на килограмм в лосиной туше радиологи однажды выявили 42 тысячи! Но дрожащие от счастья удачливые охотники, разумеется, не несут свою добычу в лабораторию. Не говоря уж о браконьерах.
Я уже не говорю о грибах и ягодах. Нередки случаи, когда в подберезовиках или маслятах накапливается столько изотопов, что норма перекрывается в тысячу раз. Собирают, едят, везут на рынки, выстраиваются с ведрами вдоль трассы Брест - Брянск - Москва. Причем в Гомельской области ведро клубники можно купить всего за сорок рублей - кто не соблазнится на такую дешевизну!
Директор ветеринарной радиологической лаборатории Брянской области Александр Дмитриевич Пастернак обеспокоен не только беспечностью покупателей. В юго-западных районах области, где гамма-фон выше обычного в четыре-пять раз, невозможно получать чистые продукты.
И тем не менее по проселкам колесят сотни коммерсантов, скупающих у бабушек творог, сметану, мясо, картофель. Грузовиками, а иногда и вагонами этот товар доставляют прежде всего в Москву и другие крупные города. Официальными поставщиками числятся и десятки перерабатывающих предприятий. Руководство одного из заводов радостно сообщает, что в основном сыры поставляют теперь в Москву, а нижегородцы, например, в обмен на те же сыры отдают шины и аккумуляторы. Здесь все без обмана, все в пределах норм. Но каких?
Установить "утешительные" нормы, по словам Александра Пастернака, заставила жизнь. Если запретить людям работать на земле, то им останется одно: сложить руки и ждать конца. Когда-то карательными мерами боролись против холеры. Сыпали в колодцы карболовую кислоту, чем вынуждали людей вычищать источники. С радиацией гораздо труднее. Например, утверждают, что калийные удобрения позволяют выращивать на Брянщине и чистые хлеб и картофель. Разумеется, относительно чистые. Могут ли они повредить здоровью и насколько, честные медики не скажут и через пятьдесят лет. Равно как никто не знает, насколько опасна радиофобия. Ну а сами брянские ветеринары не унывают. Начальник отдела радиологической лаборатории Вадим Горяинов похвастался удачной рыбалкой на том самом озере, из которого выловили "арестованных" радиоактивных раков. Почему-то рыба, которая ему попалась, была чистой, потому ее и съели прямо на берегу. Но перед этим проверили улов дозиметром.