СТРОГО ПО ВЕРТИКАЛИ,

В минувшую пятницу некоторые электронные и печатные СМИ распространили информацию о скандале в Совете Федерации в связи с предполагаемой якобы отставкой председателя Егора Строева. На фоне летнего затишья, когда с уходом парламентариев на каникулы политические страсти стихают, это сообщение прозвучало довольно громко. Наш корреспондент встретился с членом Совета Федерации, кандидатом юридических наук Александром Торшиным, чтобы поговорить об итогах работы верхней палаты парламента, а заодно выяснить и обстоятельства, вызвавшие ссору в "благородном семействе".

- Александр Порфирьевич, объясните, почему в последнее время в верхней палате парламента у некоторых сенаторов возникают, как говорят, трения с председателем палаты? И будто бы их инициирует именно группа "Федерация", где вы являетесь одним из ответственных лиц - секретарем.
- Никакого скандала вокруг Егора Семеновича нет. Руководство группы "Федерация" работает с председателем Совета Федерации в постоянном контакте. Я уже устал объяснять, что никто ему замены не ищет. Другое дело, мы консолидированно выступаем за перераспределение полномочий по управлению Советом Федерации. Раньше, до реформирования верхней палаты, парламентарии разъезжались по своим регионам, и некоторые решения, хочешь-не хочешь, Строеву приходилось принимать единолично. Сейчас больше половины сенаторов работает в Совете Федерации на постоянной основе. И, видимо, настал момент для перехода к коллегиальной системе управления.
Мы также считаем, что руководитель аппарата должен назначаться палатой, и настаиваем на том, чтобы каждые два года происходила ротация руководящего состава верхней палаты. Надо что-то менять и в самой структуре комитетов, некоторые из них просто завалены работой.
- Что это за группа "Федерация", в которую уже вошли более ста парламентариев?
- Группа создана в феврале 2001 года, и ее основные цели ясно изложены в заявлении, принятом при ее создании: обеспечение поддержки политического курса президента РФ в законотворческой сфере, превращение Совета Федерации в действующую на профессиональной основе палату Российского парламента, обеспечение стабильности и преемственности в работе Совета Федерации как одного из важнейших институтов государственной власти.
В настоящее время в парламентской группе "Федерация" состоят 102 члена Совета Федерации (из них 49 - на постоянной основе). Всего же в верхней палате работают 177 сенаторов.
- Согласитесь, чем-то ваша группа напоминает думскую фракцию...
- Да, нас часто критикуют за то, что якобы у нас по всем вопросам принимаются решения о солидарном голосовании и мы мало чем отличаемся от фракций Госдумы. Но одной из целей создания "Федерации" является недопущение появления фракций в верхней палате. Наша группа - надпартийная. В ней представлены люди, исповедующие очень разные взгляды: от коммуниста А. Стародубцева до эспээсовца И. Старикова.
Порой нашу группу часто обвиняют в том, что ею полностью управляет Кремль. С администрацией президента РФ по принципиальным вопросам мы действительно советуемся. А как иначе? У президента РФ есть право "вето" на любой закон, и всегда полезно знать мнение и аргументы его администрации, особенно Главного государственно-правового управления. Напрямую нами из Кремля не командуют. Доказательства? Пожалуйста. При выборах аудитора Счетной палаты были серьезные ходатайства из администрации президента РФ по одной из кандидатур. Но претендентов на 2 вакантных места аудиторов было 25, и человек "от Кремля" не набрал необходимого числа голосов.
- В одном интервью вы заявили, что несогласные с общим мнением, выработанным в группе "Федерация", могут быть исключены из нее. Вы против инакомыслия?
- Пока за "инакомыслие" никого из группы не исключили, хотя наш регламент позволяет это сделать. Думаю, что на осенней сессии мы воспользуемся предоставленной возможностью и будем более принципиально оценивать деятельность входящих в группу сенаторов. Членство в группе - дело сугубо добровольное, и принявший на себя определенные обязательства сенатор должен их выполнять. Регламент работы группы дает возможность каждому сенатору доказывать свою правоту, убеждать коллег, но только до принятия консолидированного решения. В противном случае сама целесообразность создания "Федерации" теряет всякий смысл.
Хотел бы также напомнить, что сам по себе Совет Федерации рассматривает законы, принятые Государственной Думой, одобряет или отклоняет их. Иногда говорят, что это своего рода парламентский ОТК. Сравнение, как и любое, немного "хромает", но известная доля истины в нем есть.
- В Федеральном Собрании вы представляете Республику Марий Эл. Я посмотрела письма, которые получает "Труд" из вашего региона, - мало радостного, бедно, трудно живут здесь люди. Хотя, говорят, представительство в Москве вы отгрохали шикарное.
- Да, жизнь в нашей республике, как и в целом по стране, тяжела, но с избранием нового, молодого и энергичного президента - Леонида Игоревича Маркелова появилась надежда на улучшение ситуации.
Наше представительство в Москве имеет 5 небольших комнат на 18-м этаже в "высотке" на Новом Арбате. Хорошо бы их отремонтировать, но денег пока на это нет. Видимо, нас с кем-то спутали - благо, вызывающе шикарных представительств субъектов Федерации в Москве много. Был как-то в одном из таких - там солидные кабинеты с отделкой мрамором, гостиница, ресторан, сауна, тренажеры. Нам это явно не по карману, да и надобности нет. Наш девиз - жить по совести и по средствам.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос нашего читателя Виталия Сенцова из Волжска, есть ли дни приема в Совете Федерации, в представительстве, когда любой человек мог бы прийти и переговорить с вами по делам, касающимся положения дел в его трудовом коллективе, в городе?
- Звоните мне по тел. 292-61-61, договоримся о времени встречи и обязательно переговорим. Можно также и написать мне по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, 26. Есть у меня и небольшая приемная в Йошкар-Оле в Доме правительства - Ленинский проспект, 29 (тел. 12-68-04). Там всегда скажут, когда я буду в городе. Сообщаю также адрес и телефон представительства Республики Марий Эл при правительстве России: Москва, Новый Арбат, 21, тел. 291-48-38, 291-46-24.
- А какой из особо важных для населения законов, принятых Госдумой, вызвал наиболее острую полемику среди сенаторов?
- К примеру, рассматривая закон о милиции, некоторые сенаторы отчаянно сопротивлялись назначениям глав региональных структур МВД без согласования с ними. Однако группа "Федерация", учитывая, насколько опасна криминальная ситуация в стране, собрала 103 голоса (против проголосовали 27 членов Совета Федерации) за то, чтобы "главный милиционер" субъекта назначался-таки указом президента России. В этом случае региональным чиновникам будет гораздо сложнее "давить" на милицию.
Предвижу ваш вопрос о законопроектах нового Трудового кодекса, по пенсионной реформе, Земельного кодекса, о чем газета "Труд" постоянно пишет. Группа "Федерация" в принципе поддерживает согласованный проект нового КЗоТа. Однако есть опасения, что при явном отставании в проведении судебной реформы (она, скорее всего, наберет темпы года через два) и с принятием уже сейчас новых правил в отношениях "работодатель - работник" последний окажется абсолютно незащищенным при отстаивании своих прав в судебном порядке. Нынешнее ускоренное форсирование реформ одновременно в очень важных для населения сферах (земельная реформа, пенсионная, судебная, трудовая, реформа банковской системы, федеративных отношений) вызывает опасение: устоим ли на ногах? Полагаю также, что необходима широкая разъяснительная работа в связи с преобразованием пенсионной системы. В этом отношении есть весьма поучительный пример и положительный опыт у заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака, который очень взвешенно подходит к подготовке законопроектов. К их обсуждению он привлекает экспертов, ученых, все думские фракции, сенаторов. Уметь слушать, принимать замечания и делать выводы - это своего рода талант.