ЧУЛЫМ ШАГАЕТ В НОВЫЙ ВЕК

В лихую годину сталинского правления шел по сибирской железной дороге товарняк, из которого выбрасывались трупы. И плыли они "бревнами" по Томи, Оби, Чулыму... Не всем ссыльным удавалось живыми добраться до места назначения. Ну а те, кто выживал, к земле сибирской прикипал оборванными корнями, обустраивался.

Помимо вынужденных переселенцев до- и постреволюционной России, обживали Зачулымье и те, кто по воле доброй отправлялся осваивать сибирские просторы... Так и живет район до сих пор многонациональной семьей: русские, немцы, поляки, эстонцы, чуваши, украинцы...
Чулым - приток Оби - река своенравная, с быстрым течением, водоворотами, крутыми берегами и коварным норовом.
Жителей Зачулымья от "большой земли" отделяет паромная переправа. Поздравляя земляков с 400-летием Первомайского, губернатор Виктор Кресс обещал в ближайшее время построить мост. Дело нужное, вот только опасаются местные жители, что по "дороге жизни" хлынут в район и такие "прелести" цивилизации, как, скажем, наркомания.
Понятное дело, что революционное советское имя - Первомайское - село носило не всегда. В стародавние времена именовалось оно красиво и распевно - Пышкино-Троицкое. Пышкино - по имени чулымского князя Пышки, ну а Троицкое - в честь "Живоначальныя Троицы". Церковь местная, построенная в 1725 году, так и именовалась. В 30-е сталинские годы ее разрушили.
Консерватизм местных жителей "поленом не перешибешь". Вот и губернатор Кресс сетует, что никак первомайцы не могут на рыночные рельсы перейти. И не в названии улиц да местной газеты "Заветы Ильича" дело, а в особом "деревенском менталитете". Жизнь крестьянская размерена петушиным пением от дойки до дойки. Какой тут рынок - базар, да и только: натуральное хозяйство с домашнего подворья. Из промышленных объектов - лес один. Но необработанную древесину продавать невыгодно. К тому же так называемые частники давно уже повадились подешевке вывозить томскую древесину в соседние регионы. А для строительства предприятий с глубокой переработкой леса инвесторы нужны.
Русский мужик, "от сохи", медленно запрягает, да быстро едет. Глядишь, и село раскачается. "Подзуживают" же власти: нечего на печи валяться да пьянствовать, собирай дикоросы - ягоды, грибы. Ушлые горожане быстро освоили технологию даров сибирской природы, и пошли они на экспорт. Селу - живые деньги.
Впрочем, Первомайское переживает и типичные для российского села проблемы. Отток молодежи, например. Ну как удержишь цветущую девицу да доброго молодца в таежной глуши, когда в паре сотен километров - "сибирские Афины", то бишь Томск с десятками вузов, завидными женихами и невестами, с карьерной перспективой, наконец ...
Ну а чем не перспектива "срубить" на берегу своенравной сибирской реки в окружении тайги добротный дом, здесь же вырастить дерево и сына? У дедов наших да прадедов, тех, которых забрасывала судьбинушка в таежную Сибирь, особого выбора не было. Надо было выживать, "вгрызаться" корнями в землю-кормилицу. Ну а мы-то, сытые - довольные, вместо того, чтобы подпитывать корни, подрубаем их и зачем -то убегаем от истоков своих, таких достойных, величавых и красивых?!
Отмечая свое 400-летие, первомайцы "закатали" в металлическую колбу послание потомкам: "...Мы надеемся, что вы будете жить в ладу со своей совестью, в гармонии с природой, в согласии и добрососедстве". Через сто лет потомки прочитают послание. Может быть, тогда село Первомайское снова будет называться Пышкино-Троицкое? Ведь заложили первомайцы на рубеже нового, ХХI столетия камень под строительство Троицкого храма. Во имя покаяния, мира и любви на долгие годы.