Константин Богомолов умеет удивлять, даже не удивляя
Имя Константина Богомолова часто ассоциируется со скандалами, вольными трактовками и шокирующим распределением ролей. Но вот после двухлетней реставрации открылось историческое здание возглавляемого им Театра на Бронной. И первая премьера в обновленных стенах — поставленная худруком «Таня» Алексея Арбузова — оказалась лишена малейшего намека на эпатаж, наоборот – сделана максимально бережно по отношению к первоисточнику.
Напомним, что предыдущие два года труппа театра играла во Дворце на Яузе. За это время в помещении на Малой Бронной обновили инженерные системы и установили сценическое оборудование по последнему слову техники. Еще теперь театр может похвастаться такой диковиной, как автоматический гардероб, позволяющий быстрее выдавать вещи. Появилась здесь и более важная вещь — лифт для маломобильных людей. В холле зрителей встречает восстановленная парадная мраморная лестница. Потолки радуют глаз лепниной. Залу вернули его исторический цвет — благородный серо-голубой. В общем, интерьеры отличаются изысканностью.
Залу вернули исторический серо-голубой цвет
Однако, как известно, нарядность помещения в театре вещь хоть и приятная, но главное здесь все-таки спектакли. Может, это прозвучит странно, но «Таня» Богомолова обладает той же неброской красотой и изяществом, что и новое убранство театра. Пьеса Алексея Арбузова была выбрана режиссером не случайно. Когда-то по ней с актерами Театра на Малой Бронной создал телефильм Анатолий Эфрос.
Известно, что «Таню» Арбузов написал для Марии Бабановой, исполнившей заглавную роль в 39 лет, хотя героине в начале пьесы — 21 год. Но несмотря на это на спектакль с Бабановой ходили в первую очередь затем, чтобы посмотреть на известную актрису, услышать ее мелодичный голос. У Эфроса воплотившая образ Тани Ольга Яковлева тоже была центром всего фильма, и она, так же как и Бабанова, уже была знаменита, а по возрасту – за тридцать.
А вот Богомолов в своей постановке не делает ставку на звезд. Главную роль в его спектакле играет молодая актриса Анна Патокина, очень близкая по возрасту к своей героине. Тем не менее она сразу дает понять, что ее Таня, хоть и нежна как роза, но обладает острыми шипами. Ими она вполне способна уколоть соперницу — Шаманову, к которой уходит любимый человек Тани, талантливый и очень симпатичный инженер Герман (Даниил Чуп). Шаманова (запоминающаяся работа другой молодой актрисы, Василисы Перелыгиной) — еще один центр притяжения в спектакле. Это женщина более зрелая, чем Таня, уже знаменитая (директор одного из енисейских приисков, награждена орденом Ленина, ее фото печатается в газете «Правда»), пережившая любовную трагедию. Но все еще красивая и трогательно одинокая. Словом, если в самой первой постановке «Тани» зрители недоумевали, как это мужчина в здравом уме мог покинуть героиню Бабановой, то в спектакле Богомолова подобных вопросов не возникает.
Время действия пьесы — 30-е годы ХХ века — режиссер не меняет, хотя, казалось бы, ее вполне можно было бы «осовременить» — например, превратить «горящую на работе» начальницу Шаманову в бизнес-вуман. И тем самым попытаться ответить вопрос, которым в наше время периодически задаются женские журналы: кто больше интересен успешному мужчине — домохозяйка или деловая женщина.
Но Богомолов на подобные мелочи не разменивается, и на сцене — откровенное ретро. На Шамановой — невыразительное серое пальтишко, на Тане — толстый свитер и шерстяные носки. И, надо сказать, это создает любопытный контраст с дорого одетым залом.
Но еще интереснее, что Богомолов, признанный мастер обличений, в постановках которого на большинстве героев пробы негде ставить, создает спектакль, где абсолютно все действующие лица — хорошие люди. А все несчастья Тани случаются лишь из-за неудачно сложившихся для нее обстоятельств и отсутствия жизненного опыта, который она как раз, путем разочарований, и обретает, и становится сильнее.
Кстати, сам режиссер говорит, что сначала хотел поставить «Идиота» Достоевского, но затем подумал, что вряд ли в наше время зрителю нужны экзистенциальные драмы. И действительно, трагизма сегодня хватает и в окружающем мире. А в спектакле «Таня» — домашний уют, на стену на сцене проецируется пушистый снежок, идущий за окошком, и заканчивается все вроде бы хорошо, хотя и с горьковатым привкусом от загубленной первой любви главной героини, и, кажется, от чего-то еще. Может быть, от того, что финальные надписи-титры показывают время действия – 1938 год? И нетрудно представить, что если полюбивший Таню управляющий золотопромышленным районом Игнатов (Дмитрий Куличков), с которым она в конце концов обретает надежду на личное счастье, и избежит сталинских «чисток» на своей высокой должности, то все равно через три года героев ждет новое страшное испытание — война…