Зампредседателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов предлагает за оскорбление учителя наказывать по УК
Проект очередного запретительного закона подготовлен, как обычно, с самыми благими намерениями. Зампредседателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов предлагает защитить учителей, введя наказание за «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Наказывать будут по статье Уголовного кодекса РФ «Оскорбление представителя власти». То есть педагогов осчастливили, приравняв их к представителям госбюрократии.
Тем, кто все же решится обидеть учителя, грозит штраф и исправительные работы на срок до года. Это взрослым. Школяров же мудрый законодатель готов пока пощадить, оставить на свободе, карать лишь исключением из школы...
Заметим: закон направлен против учеников и их родителей, против самих учителей, веками имевших право (и даже обязанность) критически отзываться о работе коллег. Зато никаких наказаний для самих чиновников Минобразования, год за годом насилующих отечественную школу в особо циничной форме (под видом реформ), не предусмотрено.
Между тем закон «Об образовании» и в самом деле нуждается в серьезной корректировке. Еще на стадии обсуждения он подвергся яростной критике со стороны профессионального сообщества, поскольку фактически подрывает гарантии получения молодежью качественных знаний. Но, несмотря на все протесты, мольбы, уговоры, закон продавили именно в том виде, как хотело министерство. Я участвовал в заключительных слушаниях, проводившихся в профильном комитете Госдумы, когда практически все участники обсуждения разругали проект в пух и прах, и даже его сторонники признали необходимость существенной корректировки... После чего документ был внесен и проголосован без изменений по существу — исправили лишь орфографические и пунктуационные ошибки, по числу которых проект закона «Об образовании» бил все рекорды.
Стратегия, которой придерживается Минобразования, состоит в том, чтобы постепенно заменить равное для всех право на образование рыночной практикой предоставления «образовательных услуг» — почувствуйте разницу! Некоторые из этих услуг должны субсидироваться государством, но, понятно, эта доля «услуг» сжимается как шагреневая кожа.
Закон уже произвел на образовательный процесс самое разрушительное действие. И не столько даже в плане коммерческом, сколько в организационном — почему никто в упор не слышит, как преподаватели школ и университетов дружно жалуются на административный хаос и на грозящую поглотить их лавину бюрократической отчетности?
Наряду с ЕГЭ нынешний закон «Об образовании» стал топором — инструментом для развала отрасли. Его авторы руководствовались лозунгом «От образования для всех к образованию для каждого», понимая под этим замену единых норм и стандартов многочисленными вариантами, зависящими от прихоти начальства и возможностей «потребителя услуг». Но образование — это далеко не частное дело. От сохранения и воспроизводства единого качественного стандарта зависит само воспроизводство общества. И точно так же, как, по словам Бисмарка, битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель, советский школьный учитель 1930-х век спустя выиграл Вторую мировую, сформировав поколение грамотных молодых людей, которые смогли противостоять вермахту, самой передовой армии Европы...
Вот о чем надо бы думать и вспоминать, исправляя и дополняя законодательство. А оскорблять учителей (как и врачей и пожарных) в самом деле нехорошо. Оскорблять вообще никого не надо, даже депутатов.