Торг здесь уместен

Белоруссия и Казахстан не поддержали предложение России о жестком режиме торговли с Украиной

Евразийский союз проявил самостоятельность: Белоруссия и Казахстан не поддержали предложение России о жестком режиме торговли с Украиной, которая намерена открыть границы европейским товарам.

После подписания Киевом соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украина оказалась членом сразу двух зон свободной торговли: европейской, которая предполагает обнуление импортных пошлин, и зоны свободной торговли СНГ, где также действуют нулевые таможенные пошлины. ЕС считает эти зоны вполне совместимыми, но у России другое мнение. И Москва будет принимать ответные меры. Наши чиновники утверждают, что с отменой таможенного порога на внешних границах Украины на территорию России транзитом хлынут более дешевые товары из Европы. Хотя президент Владимир Путин говорил о другом — о предстоящем выдавливании собственно украинских товаров в Россию. «Если уровень таможенной защиты будет понижен на Украине, то на Украину хлынут достаточно хорошие по качеству и дешевые европейские товары. И они будут с внутреннего украинского рынка выдавливать товары украинского производства — куда? К нам. И вот это создает проблемы», — объяснял Владимир Путин минувшей осенью на заседании Валдайского клуба.

Так или иначе теперь Россия заявляет о необходимости защищать свой внутренний рынок от беспошлинного потока товаров с Украины. Причем делать это придется в одиночку. На очередном заседании Евразийской комиссии Москва предложила Минску и Астане принять общую резолюцию об ответных мерах, но получила отказ. Теперь, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, Россия получает право ввести их в индивидуальном порядке.

Что это означает и чем конкретно грозит обеим странам?

На Россию приходится почти четверть экспорта Украины — 24%, на втором месте — Турция (6%). Киев продает нам сельскохозяйственное сырье и продовольствие на 2 млрд долларов в год, металлы и изделия из них — более чем на 3 млрд долларов, машины и оборудование — почти на 7 млрд долларов, древесину и целлюлозно-бумажные изделия — почти на 1 млрд долларов и т. д. Общий объем украинского экспорта в нашу страну, резко снизившись за прошлый год, все равно составляет более 20 млрд долларов. И если Россия переведет Украину на режим торговли с «третьими странами» (средняя пошлина — 7,1%), только прямые потери Украины составят 1,5-2 млрд долларов.

В реальности из-за повышения цены и снижения конкурентоспособности украинских товаров убытки окажутся значительно выше. Институт экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины подсчитал, что экспорт продукции сельского хозяйства может сократиться на 50%, пищевой промышленности — на 40%, химической промышленности, неминеральной продукции, продукции машиностроения — на 20%. А эксперты российского Комитета гражданских инициатив уверяют: ежегодные потери Украины от подписания экономической части соглашения об ассоциации с ЕС и снижения уровня торгово-экономических отношений с Россией и Таможенным союзом составят 33 млрд долларов, или 19% ВВП страны.

Российские торгово-экономические потери, как предполагается, будут гораздо меньшими, ибо украинская доля в российском экспорте составляет лишь 4,5-6%. Причем весь нефтегазовый экспорт, если соседи от него откажутся, можно перенаправить в другие страны. А из несырьевых товаров, которые идут на Украину (в 2013-м их ушло на 9,7 млрд), перенаправить можно около половины.

Не сильно пострадает российская экономика из-за приостановки украинского критического импорта: как уверяют правительственные эксперты, отечественной промышленности не удастся быстро заместить лишь некоторые комплектующие для оборонки — не более чем на 2 млрд долларов. А ввоз в Россию украинской сельхозпродукции за пять месяцев 2014-го уже упал более чем на 30% (информация украинского министра продовольствия Игоря Швайки) — и на состоянии российских прилавков это почти никак не отразилось.

Но станет ли нам лучше, если будем и дальше рвать связи с ближайшим соседом и «бывшим братским народом»?

Казахстан и Белоруссия идут другим путем: созданный вместе с Россией Евразийский союз они считают не политическим, а экономическим образованием. И потому не спешат с какими-то санкциями лишь потому, что вчерашнего друга и партнера переманили в соседнюю песочницу. Поэтому на заседании Евразийской комиссии вице-премьер Белоруссии Сергей Румас заявил, что «угрозу для экономики Таможенного союза оценить пока нельзя, а значит, нет необходимости срочно принимать такие решения».

Белоруссию можно понять: у нее 600-километровая общая граница с южным соседом, среди белорусских торговых партнеров Украина занимает третье место по объемам товарооборота и экспорта. Структура взаимных поставок очень широкая: Белоруссия экспортирует на Украину более 500 товарных позиций, импортирует порядка 700. Причем около 90% всего импорта с Украины приходится на инвестиционные товары, помогающие развитию белорусской экономики.

Растет украинско-белорусская промышленная кооперация: в обеих странах восемь белорусско-украинских совместных сборочных производств. На Украине функционирует развитая товаропроводящая сеть белорусских предприятий. «Мы никогда не использовали в решении каких-либо вопросов язык ультиматумов, — заявил в одном из интервью глава республики Александр Лукашенко. — С Украиной любые вопросы мы способны решать и решаем за столом переговоров, спокойно и последовательно. Ведь Украина для нас не просто сосед, а близкая братская и дружественная страна».

Похожую позицию в отношении Украины занимает и Казахстан. К тому же эта страна находится в процессе присоединения к ВТО. Нет резона в самый неподходящий момент ссориться с Украиной, которая уже является полноправным членом этой организации и может наложить свое вето.

Против антиукраинских мер выступают и многие либеральные российские экономисты. К примеру, в Институте экономической политики (Институт Гайдара) уверены, что предстоящая ассоциация Украины с Евро-союзом практически ничего не меняет в российско-украинской торговле. «Существуют опасения, что товары из ЕС, завезенные на Украину с нулевыми или низкими пошлинами, будут переделываться и завозиться под видом украинских. Но они не слишком оправданны, поскольку в соглашении о зоне свободной торговли СНГ прописаны так называемые правила происхождения товаров, согласно которым товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке (не менее 30%) на территории Украины», — отмечает завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. А для того, чтобы отличить овец от козлищ, то есть транзитные европейские товары от made in Ukraina, существует таможня.

Если же строить торговую политику с Украиной на тривиальном повышении таможенных барьеров, экономические потери понесет и Россия: не столь существенные, но понесет. Причем отразится это в первую очередь на населении, ибо любой барьер означает дополнительный рост цен.

Как минимум туманными выглядят перспективы функционирования Евразийского союза, если в самом начале его создания между странами-участницами появляются столь серьезные противоречия, как нынешние. «Возможное решение России в одностороннем порядке устанавливать ненулевые пошлины и следить за товарами из стран — участниц зоны свободной торговли ставит под сомнение саму идею ее существования», — говорит вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло.

Впрочем, не бывает худа без добра. Нынешняя ситуация свидетельствует о стремлении стран-участниц строить Таможенный союз на основе равноправия и безусловного уважения партнеров. Если это получится, то такому союзу действительно суждена долгая жизнь.