Просьба освободить вагоны
Во втором российском фильме из конкурсной программы 33-го ММКФ метро выглядит символом ухода из жизни
Продолжается 33-й Московский международный кинофестиваль. Кинообозреватель «Труда» отмечает, что герои многих картин разрешают свои проблемы благодаря смерти.
Приехавшие на фестиваль представители Федерации киноклубов России, мнение которых во многом можно считать гласом народа, ежедневно присуждают баллы просмотренным конкурсным фильмам. Пока первое место держит «Шапито-шоу» Сергея Лобана («Труд» писал об этом фильме в номере от 28 июня), на втором — «Монтевидео: Божественное видение» Драгана Бьелогрлича, на третьем — «Табу. Душе не место на Земле» Кристофа Штарка. Спортивный фильм сербского режиссера Бьелогрлича получился очень душевным. В 1930 году югославскую сборную пригласили на первый чемпионат мира по футболу в Монтевидео, где она заняла третье место — о том, что предваряло этот успех, и снята картина. Все персонажи Драгана Бьелогрлича очень симпатичны и до смерти хотят победы, к тому же сам фильм, несмотря на футбольные и амурные страсти, получился уютным и комфортным — как хорошее мягкое кресло, в котором так приятно смотреть футбол. К тому же прошло-годний обладатель «Золотого Георгия» — «Брат» венесуэльца Марселя Раскина — тоже касался футбольной тематики, хотя был гораздо мрачнее.
Картина Кристофа Штарка «Табу. Душе не место на Земле» — о смертельной любви между австрийским поэтом Георгом Траклем (Ларс Айдингер) и его сестрой Гретой (Пери Баумейстер). В фильме Штарка разговаривают мало, но там достаточно хороших стихов и хорошей музыки (Грета была интересным композитором), а тема грехов-ной любви и прочих пагубных страстей, свойственных артистической молодежи начала прошлого века, раскрыта со всей возможной деликатностью.
Франко-испанскую «Эскалацию» Шарлотта Сильвера поставила по пьесе Людмилы Разумовской: мы видели ее в версии Эльдара Рязанова под названием «Дорогая Елена Сергеевна». В 80-е годы эта пьеса стала в СССР событием. Спустя тридцать лет она смотрится архаично, поэтому режиссеру приходится заставлять героев дружно страдать от диареи, а одного из них и вовсе убить — однако картину это не освежает.
В жизни героя второго российского фильма, входящего в конкурс ММКФ, — «Сердца бумеранг» Николая Хомерики — нет вообще ничего нового, кроме диагноза: «Ты совершенно здоров, но при этом можешь умереть в любую минуту». Костя (Александр Яценко) живет в Москве, но, спускаясь в метро, где работает помощником машиниста, проезжает петербургские станции «Технологический институт» и «Лесная». По словам режиссера, этот казус связан только с тем, что снимать кино в московском метро проблематично и дорого, но фильму он пошел на пользу — Костя будто завис между двумя пространствами. Он пытается что-то поменять, куда-то двинуться, но все, что с ним происходит, выглядит безжизненным — кроме встречи с дамой-экстрасенсом, настолько блистательно сыгранной Ренатой Литвиновой, что эта сцена довольно сильно контрастирует с общей нарочитой тусклостью фильма. А дополнительным главным героем становится Костина работа — метро. Страшное, по сути, место, которое очень легко рифмуется со смертью: и как подземный мир, и как средоточие множества тоннелей, по которым, говорят, летит покинувшая тело душа.