ПУТИНУ ПОМОГУТ РОДНЫЕ СТЕНЫ

Саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге - одно из самых значительных событий российского лета. Сегодня на вопросы корреспондента "Труда" отвечает известный писатель и историк Рой МЕДВЕДЕВ, внимательно исследующий оживленную, а порой и ожесточенную дискуссию вокруг предстоящей встречи лидеров крупнейших мировых держав.

ВЛАДИМИР ПУТИН КАК ВЕТЕРАН "ВОСЬМЕРКИ"
- Главная политическая нагрузка и ответственность за ход саммита ложатся на российского президента. Готов ли, на ваш взгляд, он адекватно ответить на вызовы и атаки, которые ему приходится отбивать в последнее время?
- Как вы знаете, место встречи и председательствование в этом неофициальном клубе наиболее развитых стран мира определяется в порядке очереди. Россия стала официальным членом элитного клуба еще в 1998-м, но наша очередь принимать других лидеров, председательствовать на заседаниях и определять повестку дня пришла только в этом году.
Для Владимира Путина саммит "восьмерки" в Петербурге - уже седьмая встреча, в которой он принимает участие. Статус председателя клуба "G-8", который перешел летом 2005-го от Тони Блэра к Владимиру Путину, дает ему ряд преимуществ. Глава России получает возможность определить не только место встречи, но и повестку дня. Кроме того, определить круг государств, лидеры которых будут приглашены на саммит в качестве гостей. Протокол не позволяет гостям участвовать в общих заседаниях, но они могут проводить двусторонние переговоры, а также пообщаться на прощальном ужине, который дает в честь участников встречи страна-организатор. Владимир Путин уже пригласил в Санкт-Петербург президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Полагаю, пригласит и лидеров Китая, Индии и, скорее всего, Бразилии. В 1991-м в качестве гостя на саммите присутствовал Михаил Горбачев, в 1992-1996 гг. - Борис Ельцин. Уже тогда многие наблюдатели отметили некоторую небрежность, которую проявлял "друг Билл" да и другие западные лидеры по отношению к Ельцину.
Но ни Клинтон, ни Джордж Буш, ставший президентом США в 2001 году, даже не пытались вернуться к покровительственному тону в отношениях с Владимиром Путиным. Российский президент сразу уверенно вошел в закрытый клуб мировых держав и застолбил свое законное место.
Но это вовсе не означает отсутствие проблем между Россией и другими участниками "восьмерки". Скорее наоборот. Чем увереннее чувствует себя Россия в кругу развитых стран, чем принципиальнее отстаивает Путин национальные интересы, тем более жесткое противодействие это вызывает у определенных кругов.
БУДЕТ ЛИ БУШ УЖИНАТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ?
- Вы полагаете, что усиление пропагандистской кампании против России и президента страны так или иначе связано с предстоящим саммитом?
- Я в этом не сомневаюсь. Когда всем стало ясно, что саммит все же состоится в Питере, тон и заявления западной печати начали принимать раздраженный характер. Вот что пишет американский журналист Мартин Уолкер: "Гости будут выглядеть словно родственники, собравшиеся у богатого, но крайне неприятного дядюшки, больного серьезной, возможно, неизлечимой болезнью, которого они изо всех сил стараются ненароком не обидеть. Едва ли это подходящая обстановка для свободной и открытой дискуссии между мировыми лидерами, которую саммиты, собственно, призваны обеспечить". Даже такая серьезная газета, как "Файнэншл таймс", дала Бушу глуповатый совет: на саммит съездить, а вот на заключительном банкете "уйти из-за стола до того, как подадут десерт".
В конечном счете американцы приняли решение, которое трудно назвать соломоновым. Буш приедет в Россию транзитом через Украину. Видимо, таким образом в американской администрации решили убить сразу трех зайцев: успокоить оппонентов внутри страны, поощрить украинскую фронду против Москвы и уязвить Россию. Одно только забыли: в Киеве до сих пор нет дееспособной власти. Я располагаю информацией из серьезных источников, что американцы оказывают на Украину сильное давление, чтобы оппоненты в стране быстрее решили свои споры и смогли достойно встретить президента США.
РОССИЯ НЕ КЛИЕНТ И НЕ ПРОСИТЕЛЬ
- Ни одна из встреч "восьмерки" в последние годы не была предметом столь шумного, противоречивого и явно тенденциозного обсуждения как политическими институтами на Западе, так и СМИ. Чем вы это объясняете?
- Позвольте еще одну цитату из германской газеты "Тагесшпигель": "В эти дни можно вживую наблюдать, с какой скоростью меняется расстановка геополитических акцентов в мире. Китай и Индия, два самых густонаселенных государства на Земле, достигли собственными силами статуса экономически развитых держав. А растущие цены на нефть дали второе дыхание еще одной, едва не испустившей дух мировой силе. От такой России, как сегодня, - полной энергии и жизненных сил, - в мире уже отвыкли".
Нет, Россия, конечно же, не бросает никакого вызова Западу и не собирается враждовать с ним. Но русские не могут допустить, чтобы с ними обращались как с побежденной нацией. Россия добивается партнерских отношений. И тут выясняется, что Запад такого рода опытом не обладает. Забыли! Ведь на протяжении многих лет отношения Запада и Востока складывались как отношения идеологических, политических оппонентов. Уже при Горбачеве, а потом и при Ельцине Россия превратилась сначала в просителя, а потом и в клиента. Эта роль, ставшая для некоторых привычной, отошла в прошлое вместе с эпохой Ельцина, но не все на Западе это понимают.
К слову, хотелось бы обратить внимание на реальную картину. Как глава государства Владимир Путин имеет сегодня гораздо меньше проблем в сравнении с лидерами почти всех западных государств. Так, Буш, с огромным трудом добившийся переизбрания в 2004 году, имеет множество влиятельных противников не только в стане оппозиционной ему демократической партии, но и в собственной республиканской. Он слабо контролирует конгресс, а его политика встречает все более ожесточенную критику. Британская печать открыто обсуждает возможность скорой отставки Тони Блэра. Франция за последний год стала ареной беспрецедентных массовых выступлений и беспорядков оппозиции, национальных меньшинств, молодежи. В Германии парламентские выборы 2005 года не принесли отчетливого преимущества ни одной из партий, и коалиционное правительство было сформировано с большим трудом. Только что сменилось руководство в Италии, а японский лидер Коидзуми объявил о своем скором уходе в отставку. Разве что не было заметных проблем у премьера Канады Стивена Харпера...
- За ожесточенной полемикой вокруг председательства России на саммите в тень ушла предложенная повестка дня для "большой восьмерки". Между тем Владимир Путин выдвинул темы для обсуждения, которые еще меньше могут понравиться его оппонентам.
- По мнению российского президента, повестка дня могла бы быть сформирована из трех тем: глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование. Эти приоритеты, по его мнению, ориентированы на достижение общей цели - "повысить качество и уровень жизни людей, причем как нынешнего, так и будущих поколений".
Нетрудно предсказать, что именно первый вопрос - об энергетической безопасности - вызовет острые споры. Почему? Все дело в том, что до последнего времени в странах Запада энергетическая безопасность обеспечивалась поставками из зависимых от них стран. Сегодня ситуация изменилась. Большая часть таких стран стала проводить независимую политику. Очень большой спрос на нефть и газ появился у активно развивающихся Китая и Индии. С другой стороны, энергоносители все время растут в цене. Понятно, что в сложившейся ситуации необходимо развивать энергосбережение, создавать систему энергетической безопасности. Сотрудничество в этой области должно носить долгосрочный, надежный характер. Важным является и вопрос о ценах. Судя по выступлениям Владимира Путина, Россия готова сделать на этот счет далеко идущие и выгодные для всех предложения. Но эти предложения предполагают разумные уступки с обеих сторон.
В переговорах, которые начнутся в июле в Мраморном зале Константиновского дворца, у России будут очень сильные позиции. Да и сам Санкт-Петербург - это город, который строился и развивался последние шесть лет быстрее, чем многие другие города России и Европы. Для президента России - это родина, а дома, как известно, и стены помогают.