Напомним, что объявленное решение было принято еще в декабре 2005 года, когда на заводе заявили, что спрос на "Оку" упал после монетизации льгот и отказа государства от покупки машин для инвалидов. А поскольку замена карбюраторных двигателей, не соответствующих нормам Евро-2, приведет к удорожанию автомобиля, то решено было снять ее с конвейера.
С 1987 года ЗМА выпустил более 340 тысяч микролитражек, цена которых не превышала 90 тысяч рублей. Теперь здесь собирают корейские внедорожники стоимостью 900 тысяч рублей. С начала года их выпуск составил 1,5 тысячи штук, а всего за год будет произведено около 4 тысяч иномарок. Кроме того, автозавод, купленный в июне 2005 года ОАО "Север-Сталь", будет собирать малолитражки итальянской марки Fiat.
Единственным производителем "Оки" остается Серпуховский автозавод, выпустивший в 2005 году всего 12,5 тысячи автомобилей. В связи с прекращением выпуска "инвалидки" на ЗМА здесь обещали наращивать свое производство за счет закупки экологичных двигателей за границей. В качестве возможных поставщиков СеАЗа назывались китайские моторостроители. Если это произойдет, то "Ока" перестанет быть самой дешевой машиной в России и подорожает с нынешних 2,5 тысячи у.е. до 4-4,4. Но за такие деньги можно купить и вазовскую "семерку". Так что в любом случае наши инвалиды теперь останутся без колес. Ведь согласно пресловутому 122-му закону, с 2005 года транспорт с ручным управлением исключен из перечня технических средств реабилитации - несмотря на то, что он для инвалидов признан необходимым по медицинским и социальным показателям.