Молодая ростовская журналистка Ирина Ароян, какой она предстала в минувшую пятницу на Первом канале в "Основном инстинкте", совершенно не похожа на уверенную в себе, наглую телевизионную Юлю. Впрочем, у Филиппа Киркорова на этот счет другое мнение. Когда девушка, не выдержав атаки "звезд" шоу-бизнеса, ко всеобщему удивлению полностью поддержавших коллегу, залилась слезами, любимец публики захохотал, стал издевательски аплодировать ей, уверяя всех, что перед нами откровенная инсценировка.
Не стану спорить с певцом, который хорошо знает, что такое инсценировка, симуляция чувств. Ведь на своих концертах в большинстве случаев он просто открывает рот под фонограмму, изображая "живое" пение.
Не стану и подробно анализировать, в какой мере справилась Светлана Сорокина со своей творческой задачей в "Основном инстинкте". Хотя, конечно, кроме поп-звезд и журналистов, ей надо было пригласить к разговору, может быть, педагогов, политиков, серьезных музыкантов. И, конечно, не стоило ей звать в студию скандального, похлеще Юли, журналиста, который несколько лет назад "прославился" тем, что выпустил номер "шутливой" газеты, полной матерных выражений.
Тогда его поступок вызвал всеобщее возмущение, дело дошло даже до суда. Сегодня, к сожалению, подобная лексика мало кого шокирует: участники (и даже участницы!) "Основного инстинкта" спокойно констатировали, что с телеэкранов нынче постоянно звучит похабщина. Впрочем, не все так терпимы к непристойностям, как гости Сорокиной. Вспоминается передача, где великая оперная певица Галина Вишневская с возмущением говорила о телеконцерте одного поп-исполнителя, который не нашел ничего лучшего, как, повернувшись спиной к публике, спустить на сцене штаны. История эта, впрочем, имеет продолжение. Если вы полагаете, что артиста привлекли к ответственности за оскорбление общественной нравственности, то глубоко заблуждаетесь. Как выяснилось в одном из недавних выпусков той же передачи, он, оказывается, ухитрился подать иск на Вишневскую и ожидает вызова ее в суд.
Сегодня, в условиях телевизионной вседозволенности, порок становится агрессивным. И чувствуется, что служитель "голубого" эфира робеет перед ним. Передача типа сорокинской не столько осуждает, сколько невольно пропагандирует и сам порок, и его носителей. Впрочем, по-другому и быть не могло: вещательная политика крупнейших телеканалов такова, что они и дня не могут продержаться без тесного сотрудничества с миром шоу-бизнеса.
Нетрудно заметить, что все прежде значительные телевизионные жанры - телетеатр, документальный очерк, даже публицистика - стремительно вымываются из телевизионных программ, уступая место агрессивным разновидностям "развлекаловки". Безразмерные песенные концерты, юмористические передачи "петросяновского" толка, размножающиеся простым делением "фабрики звезд" процветают в ущерб нравственному и эстетическому здоровью нации. Бороться с этим безобразием трудно. Если пустые убогие концерты дают высокие рейтинги, то самое доказательное строгое слово критика теряет для хозяев эфира убедительность. Их способно пронять лишь определенное и четкое волеизъявление зрителей. Об одном таком случае в передаче Сорокиной рассказал тележурналист из Челябинска. После инцидента в Ростове на концерт Киркорова в их городе было продано всего 100 билетов. Представление отменили.
Вот такую бы солидарность проявлять всякий раз, когда цинизм и пошлость идут на нас в наступление.