"СВОЕ" И "ЧУЖОЕ"

Антивоенная драма питерского режиссера Дмитрия Месхиева получила три награды из пяти: приз за лучшую мужскую роль (его удостоен украинский актер Богдан Ступка), приз за лучшую режиссуру, а также главный приз киносмотра - "Золотой Георгий".

Характерно, что две другие российские ленты, участвовавшие в конкурсе, - "Время жатвы" Марины Разбежкиной и "Папа" Владимира Машкова - тоже претендовали на награды ММКФ. И вообще российское кино смотрелось на нынешнем фестивале очень достойно. Выделенное в отдельную большую программу, куда было включено порядка 100 игровых и документальных лент, оно собирало полные залы фестивального народа. Причиной тому - и наметившийся подъем нашего кино, и, увы, откровенно слабая конкурсная программа, состоявшая в основном из посредственных европейских, латиноамериканских, азиатских картин, которые смотрели только приговорившие себя к этому каторжному труду киножурналисты да члены жюри.
Такова, увы, сегодняшняя реальность: лучшие картины зарубежные режиссеры представляют в Берлине, Канне, Сан-Себастьяне, Локарно, Венеции и на других престижных киносмотрах, к каковым когда-то относился и Московский международный. Напомню, что на ММКФ блистали фильмы Федерико Феллини, Сергея Бондарчука, Золтана Фабри, Франческо Рози, Анджея Вайды, Станислава Ростоцкого, Этторе Сколы, Элема Климова... Но мы в свое время увлеклись безудержной критикой ММКФ (дескать, здесь все призы давались не по заслугам, а исходя из политической конъюнктуры), потом сами разрушили богатейший внутренний кинорынок, превратив кинозалы в мебельные салоны, затем едва не погубили само кино, доведя производство фильмов до критического минимума. А теперь недоумеваем, почему на Московский кинофестиваль никто не дает свои фильмы?
...Но времена постепенно меняются, и наше кино потихоньку оживает. В прошлом году случилась громкая победа фильма "Возвращение" в Венеции, теперь вот в Москве празднуют заслуженный успех "Свои", на днях в Карловы Вары едет новая картина Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн", к затяжным фестивальным вояжам готовится съемочная группа упоминавшейся картины "Время жатвы"...
Впрочем, не фестивалями едиными живет экран. Есть и другие признаки выздоровления отечественного кино. Например, в нынешнем году ожидается порядка 100 новых фильмов - это почти столько же, сколько их производилось в Советском Союзе. За последние годы в России построены сотни кинотеатров нового поколения, куда активно ходит молодая публика. Пока она в основном смотрит американские блокбастеры, подпитывая чужой кинематограф. Но есть надежда, что с появлением фильмов уровня "Своих" (где присутствуют и яркая зрелищность, и новый угол зрения на войну) зрители станут активнее "голосовать рублем" за расцвет родного кино. Свое - оно все-таки и есть свое.