Прошло три месяца. Правительство, администрация президента укомплектованы. Удалось ли реализовать поставленную президентом цель? По большому счету - пока нет. И прежде всего потому, что в команде Путина оказалась довольно короткая скамейка запасных. Да и собственно команд, не очень хорошо друг с другом сочетающихся, было несколько.
Во-первых, прежнее ельцинское окружение (Александр Волошин, Валентин Юмашев, Татьяна Дьяченко). Во-вторых, группа знакомых Путину еще по питерским временам либеральных экономистов и юристов (Алексей Кудрин, Герман Греф, Дмитрий Медведев, Дмитрий Козак, Андрей Илларионов). Наконец, команда представителей спецслужб из Санкт-Петербурга (Сергей и Виктор Ивановы, Николай Патрушев, Виктор Черкесов).
Кроме того, на участие в формировании высшего руководства претендовали и как минимум три олигархические группировки, в чем-то пересекавшиеся с тремя командами ближнего путинского круга, а в чем-то нет. Это - близкая к "семье" группа Абрамовича-Березовского-Мамута, группа главы РАО ЕЭС и духовного наставника либеральных питерцев Анатолия Чубайса и группа "Альфа" под руководством Михаила Фридмана и Петра Авена.
Сделать из этого коктейля команду единомышленников вряд ли было возможно. Президент пошел по пути разведения различных группировок, выделения для каждой из них собственной сферы ответственности в соответствии с основными направлениями государственной деятельности - политика, экономика, безопасность. В результате создалось фактически три "правительства".
Политика была поручена администрации президента, где ключевые посты оказались в руках прежней ельцинской команды, выходцев из "Альфы" и спецслужб. Экономикой занялось собственно правительство, где сократилось влияние "семьи", усилились позиции либералов и сохранили свои посты "крепкие хозяйственники" из предыдущих кабинетов. Вопросы безопасности стали курировать питерские чекисты через структуры Совета безопасности, статус которого явно возрос и куда были включены вновь назначенные представители президента в семи федеральных округах.
Внешне все остались довольными, но почва для противоречий была вспахана.
Из администрации президента уже начинает просачиваться информация о начавшихся конфликтах между "околосемейным" кругом и спецслужбами. Близкий к прежнему ельцинскому руководству администрации олигарх Борис Березовский неожиданно для многих переходит в оппозицию политическим новациям Путина, в частности, раскритиковав подготовленную под руководством Волошина реформу отношений между центром и регионами. Чубайс и руководители "Альфы" оказываются в первых рядах протестующих против ареста Владимира Гусинского, который вряд ли был возможен помимо воли кого-то из руководства администрации.
Внутри правительства развернулась полемика вокруг либеральной экономической программы Германа Грефа, которая явно не пришлась по душе "твердым хозяйственникам", затормозившим ее принятие. Настоящая битва с участием едва ли не всех группировок развернулась в связи с внесением правительством в лице премьера Михаила Касьянова, вице-премьера Валентины Матвиенко и администрацией президента законопроекта о введении единого социального налога и установлении его ставки на уровне 10 процентов. При рассмотрении вопроса в Думе выяснилось, что законопроектом недовольны правительственные либералы, которые сочли, что он недостаточно снижает налоговую планку и не дает возможности Минфину под руководством Алексея Кудрина контролировать деньги Пенсионного фонда, а это около 230 млрд. руб. в год. В результате предложение правительственных либералов о снижении минимальной ставки до 2 процентов и консолидации средств Пенсионного фонда в госбюджет было поддержано фракциями СПС, "Яблоко", ОВР и коммунистов, на стороне которых выступил Владимир Путин, а премьер, администрация и прокремлевская фракция "Единство" оказались в меньшинстве.
Функции управления экономикой правительство делит с Центральным банком. Но, похоже, у главы кабинета Михаила Касьянова и руководителя ЦБ Виктора Геращенко весьма разные, если не сказать - противоположные, взгляды на макроэкономическую стратегию. Премьер выступал в последнее время за ослабление рубля, чтобы поддержать экспортеров, а Геращенко - за укрепление, чтобы легче было расплачиваться по внешним долгам.
Перечень разногласий в высших эшелонах можно было бы продолжить и дальше. Но и сказанного уже достаточно для вывода о нерешенности на данный момент задачи консолидации федеральной исполнительной власти.