Хочу в Анапу, но еду на дачу

За год ряды адептов как дачного отдыха, так и приверженцев внутреннего туризма заметно поредели: россияне хотят отдыхать за границей

ВЦИОМ обнародовал данные об отпускных планах россиян на предстоящее лето. На фоне традиционных предпочтений (дача — Южный берег Крыма — черноморское побережье Кавказа) впечатляет взрывной рост желающих отдохнуть в дальнем зарубежье. Следует, правда, заметить: реально летнюю поездку за границу планирует лишь каждый четвертый из числа мечтателей.

Но все равно — выборка респондентов, назвавших дальнее зарубежье при ответе на вопрос «Где вы собираетесь отдыхать?», за год увеличилась в 2,5 раза и достигла десятой части россиян. Особенно духоподъемно этот прирост выглядит с учетом не столь сильно, но все же заметно поредевших рядов адептов дачного отдыха (падение с 34 до 26%) и приверженцев внутреннего туризма (с 14 до 9%). При этом привлекательность курортов на дальних берегах в массовом сознании россиян скачет вверх, будто показания на уличном термометре в летний солнцепек. Если всего год назад провести отпуск на чужбине — при наличии денег и иных принципиальных возможностей — хотели 21% опрошенных, ныне таких набралось уже 39%. Позади остались и лидировавший прежде Крым (падение с 37 до 31%), и Кавказ (с 33 до 26%).

«Волна хайпа угасает, энтузиазм от возвращения Крыма в Россию среди отпускников постепенно стихает, — объясняет такие результаты директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМа Кирилл Родин. — Кроме того, за пять минувших лет многие уже побывали в Крыму, посморели там, что хотели, и теперь стремятся к новым отпускным впечатлениям. Видоизменяются, прежде всего в силу естественной смены поколений, и сами по себе отпускные предпочтения соотечественников. Так, провести отпуск за границей хотели бы в первую очередь молодые жители обеих столиц и других мегаполисов с высшим образованием. Медленно, но верно россияне становятся все мобильнее. Несмотря на то, что «домашний отпуск» по-прежнему лидирующая летняя стратегия (44% респондентов), в популярности она за полтора десятка лет потеряла 15 процентных пунктов. Похоже, привлекательность дачных времяпрепровождений в прошлом году достигла максимума и вряд ли туда вернется».

Конечно, потенциал для развития летнего выездного туризма эти данные демонстрируют колоссальный. Но дело в том, что и отечественным отельерам, и специализирующимся на продаже внутренних туров фирмам все еще есть поле для работы на перспективу. В Сочи, Туапсе, Анапу не прочь съездить втрое больше сограждан по сравнению с реально покупающими туда билеты, а в Крым — и вовсе впятеро! Почему же потенциальные клиенты традиционных курортных мест остаются дома? Первая причина банальна: нехватка денег (так отвечают больше половины респондентов); на семейные проблемы (в том числе рождение наследника) и отсутствие отпуска на работе как такового ссылаются по 14-15%.

Что же привлекает опрошенных на российских курортах в первую очередь? Нет, восторгов по поводу сервиса тут пока не слышно. Твердую оценку «хорошо» заслужили две позиции — «природа и климат» и «возможность узнать новое, побывать в интересных местах». Четверку с минусом получили безопасность, контингент отдыхающих и доступность культурных развлечений.

Ну а в целом россияне от отпуска ничего сногсшибательного не ждут. В том, что он пройдет не лучше и не хуже, чем прежде, уверены две трети опрошенных.