Почему умирает трехмерное кино

Революционная технология, которая обещала стать хитом, очень быстро выходит из моды

2011 год, по прогнозам голливудских студийных аналитиков, должен был стать тем Рубиконом, перейдя который 3D-формат отпразднует окончательную победу над «плоским» кино. Было запланировано около 40 только крупных премьер, то есть каждую неделю в расписании кинотеатров значилось бы по одному трехмерному фильму. Однако прошло почти полгода, наступил сезон летних блокбастеров, и вчерашние пророки безоблачного будущего 3D сменили тональность своих предсказаний.

Первый гвоздь в крышку гроба для 3D-формата был забит еще в конце прошлого года после выхода «Битвы титанов». Тогда и критики, и зрители сошлись в том, что трехмерные эффекты в фильме больше похожи на серо-коричневую размазню. Все дело было в том, что фильм не изначально снимали с использованием 3D-камер, как, например, «Аватар», а конвертировали в 3D уже отснятую плоскую картинку. Такой процесс «отрехмеривания» изображения обходится студиям гораздо дешевле. Но на цене билета на трехмерный сеанс это никак не сказывается. Зрителя не посвящают в тонкости кинотехнологий, но денег за поход в кино требуют столько же.

Именно разница в цене на билеты между обычными и трехмерными сеансами позволила Голливуду в прошлом году установить новый рекорд по кассовым сборам, несмотря на то что посещаемость кинотеатров упала. Однако эта же разница грозит нехорошо аукнуться индустрии уже в 2011 году. Со времен «Аватара», вдохнувшего новую жизнь в трехмерный формат, сборы 3D-блокбастеров все падают и падают. Критической точки они достигли в недавних «Пиратах Карибского моря», которые собрали за первый уик-энд в американских кинотеатрах всего 90 млн. долларов вместо ожидаемых продюсерами 100–110 млн. Причина — низкая посещаемость 3D-сеансов. Исследование делового журнала Wall Street Journal показывает, что зрительские кошельки не выдерживают волны трехмерья.

«Американские зрители перестают ходить на 3D. Большинство трехмерных фильмов рассчитано на семейную аудиторию, но сходить всей семьей в кино по таким ценам — слишком дорогое удовольствие», — заявляет аналитик издания Ричард Гринфилд. Его слова подтверждает опрос, проведенный сайтом Moviefone в начале года, в котором приняли участие более тысячи человек. 67% ответили, что не заплатят ни цента в этом году за билет на 3D-сеанс, и только 3% согласны платить больше 5 долларов за возможность погрузиться в третье измерение.

Судите сами: билеты на «Пиратов» в IMAX 3D стоят в США 14,85 доллара, на «обычное» 3D — 10,85 доллара, за 7,60 доллара можно взять билеты на обычный, «плоский» сеанс. И многие американские семьи отказываются переплачивать вдвое. А тут еще тот же Wall Street Journal выяснил, что дети не способны высидеть весь сеанс в стереоочках: малышам не подходят их размер и вес. Родители отвлекаются, чтобы помочь чадам, раздражаются оттого, что приходится пропускать некоторые эпизоды фильма, и в итоге с каждым разом все менее охотно идут на 3D-сеанс, памятуя о том, сколько неудобств это доставляет.

И вообще, привлекательность 3D и спецэффектов вообще сильно переоценена — к такому выводу пришел американский психолог Тим Смит. С 2008 года он занимался исследованием того, как люди смотрят кино — как изображение воспринимается мозгом, как зритель фокусирует взгляд на разных участках кадра — и пришел к такому выводу: зритель довольно быстро утомляется и без неудобных стереоочков на носу, и примерно через полчаса взгляд его начинает блуждать по экрану.

Изыскания Смита показали, что зрителю только кажется, что он смотрит прямо в центр экрана. На самом деле, утомившись, глаза начинают отвлекаться от центра кадра, где обычно происходит самое насыщенное действие, и взгляд падает на края кадра. И вот тут у 3D-фильмов начинаются проблемы. Из-за очков, необходимых для просмотра любого трехмерного фильма, хромают четкость изображения и цветопередача, особенно по краям кадра. Глазам, чтобы привыкнуть к третьему измерению, требуется 15 минут, но еще через 15 минут они утомятся и будут разглядывать те участки изображения, где качество 3D хуже всего. То есть третье измерение будет ублажать ваш взор всего четверть часа. Неудивительно, что многие зрители, выходя из кинозала, утверждают, что никакой трехмерности в фильме и в помине не было.

Впрочем, совсем недавно выяснилось, что в плохом 3D могут быть виноваты отнюдь не кинопроизводители, а сами кинотеатры. Колумнист Boston Globe Тай Берр вывел на чистую воду недобросовестные компании, заставляющие людей портить зрение и впечатление от просматриваемых фильмов.

Скандал случился, когда сразу несколько десятков американцев пожаловались на слишком темные, бледные и нечеткие копии картин, которые им предлагаются в мультиплексах. Журналистское расследование Берра выявило, что большинство прокатчиков не следуют инструкциям по обслуживанию кинопроекторов Sony 4K. Киномеханики просто ленятся вовремя менять линзы для 3D-фильмов на линзы стандартного двухмерного формата, и обычное кино показывается с линзами для трехмерного. Кинотеатрам это экономит деньги, механикам — время. Но в итоге из-за повышенного износа линз качество 3D резко падает, и зритель уходит с сеанса, мягко говоря, разочарованным.

Ну, а пока студии и кинотеатры взвинчивают цены и разбираются в том, кто больше виноват в низкокачественном 3D-изображении, третье измерение становится все более доступным. Если раньше к нему можно было приобщиться только в кино, и это спасало киноиндустрию от урона, наносимого пиратами, то с развитием технологий все реальнее маячит на горизонте перспектива получить высококачественную трехмерную картинку, не выходя из дома. А значит, одной причиной ходить в кино у зрителей станет меньше. Специалисты утверждают, что если в ближайшие пару-тройку лет трехмерность не перейдет на качественно новый уровень, зритель окончательно разуверится в ее развлекательной ценности.